Самосознание
— выделение человеком себя из объективного мира, осознание своего отношения к
миру, себя как личности, своих поступков, действий, мыслей и чувств, желании и
интересов. Животное тождественно со своей жизнедеятельностью, оно изменяет
природу лишь в силу своего присутствия, т. е. относится к ней непосредственно.
Человек же опосредствует свое отношение к природе общественной практикой, и
прежде всего употреблением орудий труда. Благодаря труду он выделяется из
природной связи: в процессе труда соотносит свои цели и задачи с природным
материалом и учитывает собственные возможности. Изменяя природу, он изменяется
сам. Создавая в процессе труда продукты, человек как' бы удваивается и в
предмете своей деятельности созерцает дело своих рук. Он различает себя как
деятеля от предметов своей деятельности. Но т. к. труд всегда носит общественный
характер, то человек начинает сознавать себя как человека, как частицу, ячейку
данной исторической системы, лишь относясь к др. человеку как к себе подобному,
лишь видя в другом — человека. Важную роль в формировании С. играет язык, в
силу того что он является непосредственной действительностью мысли и выступает
в этой функции для каждого человека только потому, что существует для др. С.
(как залог, задаток) возникает одновременно с сознанием как производное от
него, но проявляется на значительно более высокой ступени развития
человечества. Вначале человек отличает себя от объекта, сознает объект своей
деятельности и самого себя как субъект лишь непосредственно в процессе
практического действования с вещами. Затем С. проявляется как родовое,
коллективное: человек еще полностью поглощен родом, к-рый выступает носителем и
средоточием человеческой сущности. С гибелью родового строя, появлением цивилизации
и обособлением индивида возникает собственно С. личности. С. в истории
философии выступало как действенный принцип, и этим часто исчерпывалось
понимание практической деятельности человека (Фихте, Гегель, младогегельянцы).
При этом С.
рассматривалось нередко как творческое начало по отношению к объективному
миру. В действительности С, будучи действенным принципом, может быть понято
только как результат и сторона практической общественно производственной
деятельности человека, зависит от отражения объективного мира
и обусловлено им.