Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Самодвижение — движение, имею­щее источник, причину в са­мой движущейся вещи. Концепция С. с самого начала противостояла концепции «внешнего толчка», как якобы единственной причины про­исходящих в природе изменений. В истории философии возникнове­ние и формирование категории С. было связано, во-первых, с постанов­кой вопроса о «начале» мироздания, первопричине мировых процессов и, во-вторых, с трудностями объясне­ния реальных процессов развития. Материалисты пытались объяснить движение из присущих самой при­роде сил и свойств: соединение и разделение первоначал (ионийская философия), «любовь» и «нена­висть» (Эмпедокл), атомы и пустота (Левкипп, Демокрит). Выведение изменений из потустороннего им идеального начала было характер­ным для идеалистических систем (Платон). Особую остроту проблема понимания причины движения при­обрела с возникновением христиан­ской догмы сотворения мира. Чтобы доказать С. мира, нужно раскрыть в нем самом источник и механизм его движения, тогда как теология пере­носит этот источник во вне («дея­тельность» бога). Теоретическая (методологическая) несостоятель­ность механистического понимания причинности (и изменений) состоит в том, что оно не может противо­стоять идее «первотолчка» (ньюто­новская механика) и не способно объяснить реальные процессы раз­вития. Для научного объяснения С. требовалось коренное преобразова­ний метода мышления: на помощь материализму должна была прийти диалектика. Спинозовская идея causa   sui  (причина самой себя), лейбницевскин принцип монады, как самодеятельной, самоопределяющей­ся субстанции, кантовские идеи раз­вития неба, земли и человека, идея эволюции в философии Шеллинга, наконец, гегелевская идеалистиче­ская диалектика — вехи на пути формирования концепции С, состоя­щей не в чем ином, как в «некото­ром изображении противоречий» (Гегель). Марксистская, философия, отстаивая материалистический под­ход к С, подчеркивает диалектиче­ское содержание категории С, ее не­совместимость с механистическим пониманием развития (простое уменьшение, увеличение, повторе­ние) и неразрывную связь с диалек­тической концепцией развития как единства противоположностей.