Советская
марксистская философия — возникла после Октябрьской социалистической
революции. В первые годы своего существования развивалась в борьбе против
остатков старой, буржуазной философии, а также против философских теорий
меньшевизма, рус. махизма (Богданов и др.) и т. п. В 1922 был создан первый
марксистский философский журнал «Под знаменем марксизма», в третьем номере
к-рого была опубликована статья В. И. Ленина «О значении воинствующего материализма»,
посвященная задачам журнала и развития С. м. ф. Эта статья Ленина, как и др.
его теоретические работы, оказала решающее влияние на всю последующую деятельность
советских философов. В первые годы осн. задача заключалась в формировании
новых философских кадров, тесно связанных с Коммунистической партией и всей ее
борьбой за социалистическое переустройство страны. Классовая борьба первого
Периода существования Советского государства находила свое выражение во всех
областях идеологии, в т. ч. и философии. В конце 20 — начале 30-х гг. развернулась
критика рецидивов механистического материализма (Н. И. Бухарин, А. И. Варьяш,
В. Н. Сарабья-нов и др.), а также проявлений меныпевиствующего идеализма
(группа А. М. Деборина), сущность к-рого состояла в отождествлении марксистской
диалектики с гегелевской, в отрыве теории от практики, недооценке ленинского
этапа в развитии философии и т. д. Появились первые учебные пособия, разъясняющие
сущность диалектического и исторического материализма. В журнале «Под знаменем
марксизма» (прекратил свое существование в 1944) и др. изданиях разрабатывались философские
проблемы строительства социалистического об-ва, культурной революции, с позиций
марксистской философии переосмысливалась история философии прошлого, велась
борьба за союз с естествоиспытателями, за переход их на позиции диалектического
материализма. Опубликованные впервые произведение Ф. Энгельса «Диалектика природы»
(1925), а затем ленинские «Философские тетради» (1929) дали толчок
исследованию новых вопросов. Однако развитие советской философии, как и др.
общественных наук, серьезно тормозилось в годы культа личности Сталина. Его
работа «О диалектическом и историческом материализме» без всяких оснований
была объявлена вершиной марксистской философии. Критика партией культа
личности и решения XX съезда КПСС положили начало новому этапу в развитии
советской философии. Этот этап характеризуется значительным расширением
тематики философских исследований и углублением подхода к освещению
актуальных вопросов совр. философской науки. Большое место стало занимать
изучение ленинского философского наследства. Были созданы новые учебники и
учебные пособия, преодолевшие черты догматизма, связанные с культом Сталина.
Гл. направление развития совр. советской философии обусловлено задачами
коммунистического строительства, к-рые определены решениями XX и XXII съездов
КПСС и новой Программой КПСС. Решения партии, обобщающие практику
коммунистического строительства в СССР и всего мирового развития, наполнены
глубоким философским содержанием, научно раскрывают закономерности развития
об-ва в совр. условиях. Большое значение для творческого развития марксизма и
марксистской философии имеют выступления Н. С. Хрущева; их особенностью
является неразрывное единство теории и практики, смелый творческий подход к
проблемам, выдвигаемым исторической практикой. Ряд советских философов,
преимущественно социологов, работает над вопросами о закономерностях
коммунистического строительства, о диалектике перехода от социализма к
коммунизму, о развитии Советского государства, о слиянии двух форм социалистической
собственности в коммунистическую, о преодолении существенных различий между
городом и деревней, между физическим и умственным трудом, о развитии
социалистической культуры и др. (Г. М. Гак, Г. И. Глезерман, Л. Ф. Ильичев, Ф.
В. Константинов, Ц. А. Степанян, В. П. Тугаринов, П. Н. Федосеев, В. А. Фомина,
Г. П. Францев, Д. И. Чесноков и др.). Хотя конкретные социальные исследования
все еще занимают недостаточное место в философской литературе, за последние
годы появились работы, посвященные подъему культурно-технического уровня
рабочего класса, стиранию различий между городом и деревней, преодолению
религиозных пережитков и т. п. Значительное место в исследованиях советских
философов занимают вопросы диалектического материализма. Наиболее важные из них
— это вопросы, связанные с обобщением совр. естествознания, с дальнейшей
разработкой материалистической диалектики, новых форм проявления ее законов в
условиях социализма, вопросов диалектической логики и теории познания. Руководствуясь
указаниями Ленина, советские философы исследуют логику «Капитала», используя
ее для разработки вопросов диалектической логики и теории познания, изучают
категории диалектического материализма, работают над проблемой материалистической
системы категорий, философскими вопросами естествознания (Э. В. Ильенков, Б.
М. Кедров, П. В. Копнин, Э. Кольман, И. В. Кузнецов, II. Э. Омельяновский, М.
Н. Руткевич, В. И. Свидерский, Е. П. Ситковский, А. Г. Спиркин, Б. С.
Украинцев, В. П. Чертков и др.). Большую работу ведут советские философы в
области марксистского исследования всемирной истории Совр. марке, философская мысьъ годы
проделана значительная работа по изучению рус. материалистической философии;
группа философов занимается критическим исследованием современной буржуазной
философии (В. Ф. Асмус, М. П. Баскин, Б. Э. Выховскпй, А. М. Деборип, М. А.
Дынник, М. Т. Иов-чук, И. С. Кон, Г. А. Курсанов, А. О. Маковельский, ГО. К.
Мельвиль, М. Б. Митин, X. Н. Момджяп, И. С. Нарский, Т. И. Ойзерман, О. В.
Трахтенберг, Б. А. Чагин, И. Я. Щи-панов и др.). Коммунистическое строительство
выдвинуло как одну из наиболее важных задач в области фплософии — разработку
проблем коммунистической морали, марксистской этики, борьбы с пережит-ками
капитализма в сознании и поведении людей, против влияния религиозного
мировоззрения и т. д. Этим проблемам посвящены работы ряда философов (Ю. А.
Левада, А. Ф. Шишкин и др.). За последние годы большое внимание советские философы
уделяют исследованию проблем эстетики — истории эстетической мысли, категорий
эстетики, теории социалистического реализма, критике буржуазных эстетических
концепций и т. д. (Ю. Б. Борев, А. Г. Егоров, М. А. Лифшиц, М. Ф. Овсянников,
3. В. Смирнова, Г. М. Фридлендер и др.). Если раньше советские философы,
работающие в области формальной логики, занимались преимущественно изучением
вопросов традиционной логики, то в последнее время они стали больше заниматься
актуальными проблемами логической науки, требующими
диалектико-материалпети-ческого обобщения достижений математической логики,
семантики и др. (К. С. Бакрадзе, Е. К. Вой-швилло, Д. П. Горский, А. А. Зиновьев,
П. С. Попов, П. В. Таванец, С А. Яновская и др.). Появились работы, посвященные
философскому анализу кибернетики, ее сущности, связи с др. науками, вопросов
психологии вообще и социальной психологии в частности (В. Г. Ананьев, А. Н.
Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Тешгов и др.). Перед советскими философами
стоят большие задачи, и гл. среди них — более глубокое обобщение реальных процессов
коммунистического строительства, развития новой культуры, формирования челозека
коммунистического об-ва, великой общечеловеческой морали коммунизма.
Современная марксистская философская мысль за рубежом. Победа Великой
Октябрьской социалистической революции в 1917, успешное строительство
социализма в ранее отсталой царской России вызвали во мн. капиталистических
странах интерес к марксизму-ленинизму и его философии. Возникшие коммунистические
партии, объединившиеся в III Интернационал (1919), рассматривают
диалектический и исторический материализм в качестве своего философского
знамени. Уже в 20-е гг. философские работы Ленина переводятся па осн.
европейские языки. Революционный подъем в ряде европейских стран (1918—23)
привел к усилению в некоторых компартиях левого уклона, выразившегося в
субъективизме, недооценке роли народных масс в истории, в сведении социальной
революции к политическому заговору (группа Бор-дига в Итальянской компартии).
Решающее значение для разоблачения левоуклоиистских взглядов имела работа В.
И. Ленина «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» (1920). Частичная
стабилизация капитализма (1924—29), вызванная ею активизация буржуазной и правосоциалистической
идеологии обусловили проникновение в компартии (США, Германия, Италия и др.)
правого оппортунизма и его идейной основы — механистической философии. Борьба
марксистов III Интернационала против левого и правого уклонов велась и по философским
проблемам. В 20-е гг. по философским вопросам выступают Г. Димитров, А. Грамши,
П. Тольятти, М. Торез, Э. Тельман, У. Фостер и др. Они раскрывают теоретическую
несостоятельность и практический вред субъективистской идео Советская
марксистская философия 410 Советская марксистская философия строительства
социалистического об-ва, культурной революции, с позиций марксистской
философии переосмысливалась история философии прошлого, велась борьба за союз
с естествоиспытателями, за переход их на позиции диалектического материализма.
Опубликованные впервые произведение Ф. Энгельса «Диалектика природы» (1925),
а затем ленинские «Философские тетради» (1929) дали толчок исследованию новых
вопросов. Однако развитие советской философии, как и др. общественных наук,
серьезно тормозилось в годы культа личности Сталина. Его работа «О
диалектическом и историческом материализме» без всяких оснований была
объявлена вершиной марксистской философии. Критика партией культа личности и
решения XX съезда КПСС положили начало новому этапу в развитии советской
философии. Этот этап характеризуется значительным расширением тематики
философских исследований и углублением подхода к освещению актуальных
вопросов совр. философской науки. Большое место стало занимать изучение ленинского
философского наследства. Были созданы новые учебники и учебные пособия,
преодолевшие черты догматизма, связанные с культом Сталина. Гл. направление
развития совр. советской философии обусловлено задачами коммунистического
строительства, к-рые определены решениями XX и XXII съездов КПСС и новой
Программой КПСС. Решения партии, обобщающие практику коммунистического
строительства в СССР и всего мирового развития, наполнены глубоким философским
содержанием, научно раскрывают закономерности развития об-ва в совр. условиях.
Большое значение для творческого развития марксизма и марксистской философии
имеют выступления Н. С. Хрущева; их особенностью является неразрывное
единство теории и практики, смелый творческий подход к проблемам, выдвигаемым
исторической практикой. Ряд советских философов, преимущественно социологов,
работает над вопросами о закономерностях коммунистического строительства, о
диалектике перехода от социализма к коммунизму, о развитии Советского
государства, о слиянии двух форм социалистической собственности в коммунистическую,
о преодолении существенных различий между городом и деревней, между физическим
и умственным трудом, о развитии социалистической культуры и др. (Г. М. Гак, Г.
И. Глезерман, Л. Ф. Ильичев, Ф. В. Константинов, Ц. А. Степанян, В. П.
Тугаринов, П. Н. Федосеев, В. А. Фомина, Г. П. Францев, Д. И. Чесноков и др.).
Хотя конкретные социальные исследования все еще занимают недостаточное место в
философской литературе, за последние годы появились работы, посвященные
подъему культурно-технического уровня рабочего класса, стиранию различий между
городом и деревней, преодолению религиозных пережитков и т. п. Значительное
место в исследованиях советских философов занимают вопросы диалектического
материализма. Наиболее важные из них — это вопросы, связанные с обобщением
совр. естествознания, с дальнейшей разработкой материалистической диалектики,
новых форм проявления ее законов в условиях социализма, вопросов диалектической
логики и теории познания. Руководствуясь указаниями Ленина, советские философы
исследуют логику «Капитала», используя ее для разработки вопросов
диалектической логики и теории познания, изучают категории диалектического
материализма, работают над проблемой материалистической системы категорий,
философскими вопросами естествознания (Э. В. Ильенков, Б. М. Кедров, П. В.
Копнин, Э. Кольман, И. В. Кузнецов, М. Э. Омельяновский, М. Н. Руткевич, В. И.
Свидерский, Е. П. Ситковский, А. Г. Спиркин, Б. С. Украинцев, В. П. Чертков и
др.). Большую работу ведут советские философы в области марксистского
исследования всемирной истории философии; за последние годы проделана
значительная работа по изучению рус. материалистической философии; группа философов
занимается критическим исследованием современной буржуазной философии (В. Ф.
Асмус, М. П. Баскин, Б. Э. Быховскпй, А. М. Деборип, М. А. Дыннпк, М. Т.
Иов-чук, И. С. Кон, Г. А. Курсанов, А. О. Маковельский, 10. К. Мельвиль, М. Б.
Митин, X. Н. Момджян, И. С. Нарский, Т. И. Ойзерман, О. В. Трахтенберг, Б. А.
Чагин, И. Я. Щи-панов и др.). Коммунистическое строительство выдвинуло как одну
из наиболее важных задач в области философии — разработку проблем
коммунистической морали, марксистской этики, борьбы с пережитками капитализма
в сознании и поведении людей, против влияния религиозпого мировоззрения и т.
д. Этим проблемам посвящены работы ряда философов (Ю. А. Левада, А. Ф. Шишкин и
др.). За последние годы большое внимание советские философы уделяют
исследованию проблем эстетики — истории эстетической мысли, категорий
эстетики, теории социалистического реализма, критике буржуазных эстетических
концепций и т. д. (Ю. Б. Борев, А. Г. Егоров, М. А. Лифшиц, М. Ф. Овсянников,
3. В. Смирнова, Г. М. Фридлендер и др.). Если раньше советские философы,
работающие в области формальной логики, занимались преимущественно изучением
вопросов традиционной логики, то в последнее время они стали больше заниматься
актуальными проблемами логической науки, требующими
диалектико-материалпети-ческого обобщения достижений математической логики,
семантики и др. (К. С. Бакрадзе, Е. К. Вой-швилло, Д. П. Горский, А. А. Зиновьев,
П. С. Попов, П. В. Таванец, С. А. Яновская и др.). Появились работы,
посвящепные философскому анализу кибернетики, ее сущности, связи с др. науками,
вопросов психологии вообще и социальной психологии в частности (В. Г.
Ананьев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Тешгов и др.). Перед советскими
философами стоят большие задачи, и гл. среди них — более глубокое обобщение
реальных процессов коммунистического строительства, развития новой культуры,
формирования человека коммунистического об-ва, великой общечеловеческой
морали коммунизма. Современная марксистская философская мысль за рубежом.
Победа Великой Октябрьской социалистической революции в 1917, успешное
строительство социализма в ранее отсталой царской России вызвали во мн.
капиталистических странах интерес к марксизму-ленинизму и его философии.
Возникшие коммунистические партии, объединившиеся в III Интернационал (1919),
рассматривают диалектический и исторический материализм в качестве своего
философского знамени. Уже в 20-е гг. философские работы Ленина переводятся на
осн. европейские языки. Революционный подъем в ряде европейских стран
(1918—23) привел к усилению в некоторых компартиях левого уклона, выразившегося
в субъективизме, недооценке роли народных масс в истории, в сведении
социальной революции к политическому заговору (группа Бор-дига в Итальянской
компартии). Решающее значение для разоблачения левоуклонистских взглядов имела
работа В. И. Ленина «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» (1920). Частичная
стабилизация капитализма (1924—29), вызванная ею активизация буржуазной и правосоциалистической
идеологии обусловили проникновение в компартии (США, Германия, Италия и др.)
правого оппортунизма и его идейной основы — механистической философии. Борьба
марксистов III Интернационала против левого и правого уклонов велась и по философским
проблемам. В 20-е гг. по философским вопросам выступают Г. Димитров, А. Грамши,
П. Тольятти, М. Торез, Э. Тельман, У. Фостер и др. Они раскрывают теоретическую
несостоятельность и практический вред субъективистской идео