Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик
Страницы:
1 2

 Советская марксистская философия строительства социалистического об-ва, культурной революции, с по­зиций марксистской философии пе­реосмысливалась история филосо­фии прошлого, велась борьба за союз с естествоиспытателями, за переход их на позиции диалектиче­ского материализма. Опубликован­ные впервые произведение Ф. Эн­гельса «Диалектика природы» (1925), а затем ленинские «Философ­ские тетради» (1929) дали толчок исследованию новых вопросов. Од­нако развитие советской философии, как и др. общественных наук, серьезно тормозилось в годы культа личности Сталина. Его работа «О диалектическом и историческом материализме» без всяких основа­ний была объявлена вершиной мар­ксистской философии. Критика пар­тией культа личности и решения XX съезда КПСС положили начало новому этапу в развитии советской философии. Этот этап характери­зуется значительным расширением тематики философских исследова­ний и углублением подхода к осве­щению актуальных вопросов совр. философской науки. Большое место стало занимать изучение ленин­ского философского наследства. Были созданы новые учебники и учебные пособия, преодолевшие черты догматизма, связанные с культом Сталина. Гл. направление развития совр. советской философии обусловлено задачами коммунисти­ческого строительства, к-рые опре­делены решениями XX и XXII съез­дов КПСС и новой Программой КПСС. Решения партии, обобщаю­щие практику коммунистического строительства в СССР и всего миро­вого развития, наполнены глубоким философским содержанием, научно раскрывают закономерности разви­тия об-ва в совр. условиях. Большое значение для творческого развития марксизма и марксистской филосо­фии имеют выступления П. С. Хру­щева; их особенностью является не­разрывное единство теории и прак­тики, смелый творческий подход к проблемам, выдвигаемым историче­ской практикой. Ряд советских фи­лософов, преимущественно социоло­гов, работает над вопросами о зако­номерностях коммунистического строительства, о диалектике перехо­да от социализма к коммунизму, о развитии Советского государства, о слиянии двух форм социалистиче­ской собственности в коммунистиче­скую, о преодолении существенных различий между городом и деревней, между физическим и умственным трудом, о развитии социалистиче­ской культуры и др. (Г. М. Гак, Г. И. Глезерман, Л. Ф. Ильичев, Ф. В. Константинов, Ц. А. Степанян, В. П. Тугаринов, П. Н. Федосеев, В. А. Фомина, Г. П. Францев, Д. И. Чесноков и др.). Хотя конкретные социальные исследования все еще занимают недостаточное место в фи­лософской литературе, за последние годы появились работы, посвящен­ные подъему культурно-техническо­го уровня рабочего класса, стиранию различий между городом и деревней, преодолению религиозных пережит­ков и т. п. Значительное место в ис­следованиях советских философов занимают вопросы диалектического материализма. Наиболее важные из них — это вопросы, связанные с об­общением совр. естествознания, с дальнейшей разработкой материали­стической диалектики, новых форм проявления ее законов в условиях социализма, вопросов диалектиче­ской логики и теории познания. Ру­ководствуясь указаниями Ленина, советские философы исследуют ло­гику «Капитала», используя ее для разработки вопросов диалектической логики и теории познания, изучают категории диалектического материа­лизма, работают над проблемой ма­териалистической системы катего­рий, философскими вопросами есте­ствознания (Э. В. Ильенков, Б. М. Кедров, П. В. Копнин, Э. Кольман, И. В. Кузнецов, М. Э. Омельяновский, М. Н. Руткевич, В. И. Свидерский, Е. П. Ситковский, А. Г. Спиркин, Б. С. Украинцев, В. П. Чертков и др.). Большую работу ведут со­ветские философы в области мар­ксистского исследования всемирной истории философии; за последние годы проделана значительная ра­бота по изучению рус. материали­стической философии; группа фи­лософов занимается критическим исследованием современной буржу­азной философии (В. Ф. Асмус, М. П. Баскин, Б. Э. Быховскпй, А. М. Деборип, М. А. Дыннпк, М. Т. Иов-чук, И. С. Кон, Г. А. Курсанов, А. О. Маковельский, 10. К. Мельвиль, М. Б. Митин, X. Н. Момджян, И. С. Нарский, Т. И. Ойзерман, О. В. Трахтенберг, Б. А. Чагпн, И. Я. Щп-панов и др.). Коммунистическое строительство выдвинуло как одну из наиболее важпых задач в области философии — разработку проблем коммунистической морали, мар­ксистской этики, борьбы с пережит­ками капитализма в сознании и по­ведении людей, против влияния религиозного мировоззрения и т. д. Этим проблемам посвящены работы ряда философов (Ю. А. Левада, А. Ф. Шишкин и др.). За последние годы большое внимание советские фило­софы уделяют исследованию про­блем эстетики — истории эстетиче­ской мысли, категорий эстетики, теории социалистического реализма, критике буржуазных эстетических концепций и т. д. (Ю. Б. Борев, А. Г. Егоров, М. А. Лифшиц, М. Ф. Овсянников, 3. В. Смирнова, Г. М. Фридлендер и др.). Если раньше советские философы, работающие в области формальной логики, зани­мались преимущественно изучением вопросов традиционной логики, то в последнее время они стали боль­ше заниматься актуальными про­блемами логической науки, тре­бующими диалектико-материалпети-ческого обобщения достижений ма­тематической логики, семантики и др. (К. С. Бакрадзе, Е. К. Вой-швилло, Д. П. Горский, А. А. Зи­новьев, П. С. Попов, П. В. Таванец, С. А. Яновская и др.). Появились работы, посвященные философскому анализу кибернетики, ее сущности, связи с др. науками, вопросов пси­хологии вообще и социальной психо­логии в частности (В. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теилов и др.). Перед совет­скими философами стоят большие задачи, и гл. среди них — более глубокое обобщение реальных про­цессов коммунистического строи­тельства, развития новой культуры, формирования челозека коммуни­стического об-ва, великой общечело­веческой морали коммунизма. Современная марксистская фи­лософская мысль за рубежом. Победа Великой Октябрьской социалистиче­ской революции в 1917, успешное строительство социализма в ранее отсталой царской России вызвали во мн. капиталистических странах ин­терес к марксизму-ленинизму и его философии. Возникшие коммунисти­ческие партии, объединившиеся в III Интернационал (1919), рассмат­ривают диалектический и историче­ский материализм в качестве своего философского знамени. Уже в 20-е гг. философские работы Ленина пере­водятся на осн. европейские языки. Революционный подъем в ряде евро­пейских стран (1918—23) привел к усилению в некоторых компартиях левого уклона, выразившегося в субъективизме, недооценке роли народных масс в истории, в сведе­нии социальной революции к поли­тическому заговору (группа Бор-дига в Итальянской компартии). Решающее значение для разоблаче­ния левоуклонистских взглядов имела работа В. И. Ленина «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» (1920). Частичная стабилизация ка­питализма (1924—29), вызванная ею активизация буржуазной и пра­восоциалистической идеологии обу­словили проникновение в компартии (США, Германия, Италия и др.) правого оппортунизма и его идей­ной основы — механистической фи­лософии. Борьба марксистов III Ин­тернационала против левого и правого уклонов велась и по фило­софским проблемам. В 20-е гг. по философским вопросам выступают Г. Димитров, А. Грамши, П. Тольят­ти, М. Торез, Э. Тельман, У. Фостер и др. Они раскрывают теоретиче­скую несостоятельность и практи­ческий вред субъективистской идеологии и механистической филосо­фии, отстаивают учение о единстве марксистской теории и револю­ционной практики пролетариата. Углубление общего кризиса капи­тализма, вызванного успехами социалистического строительства в СССР, всеобщим экономическим кри­зисом (1929—33), ознаменовалось установлением фашизма в ряде ка­питалистических стран. В идеологи­ческой области эти события вырази­лись в усилении пропаганды ирра­ционализма, мистицизма и т. п. Про­возглашенная компартиями тактика единого и народного фронтов в борьбе против фашизма способство­вала сплочению прогрессивной ин­теллигенции вокруг марксистов, ускорила переход ряда ее предста­вителей на позиции диалектико-ма-териалистической философии. Борь­ба философов-марксистов против ин­туитивизма (работы Ж. Политце-ра — Франция), неогегельянства (ра­боты Грамши), неоплатонизма (ра­боты Г. Селзама — США), прагма­тизма (выступления Фостера), рем-кеанства (работы Т. Павлова — Бол­гария) и др. направлений буржуаз­ной философии в 30-е гг. поднимала престиж диалектического материа­лизма, показывала его роль в каче­стве методологической основы всех наук, действенного оружия в борьбе с фашистской идеологией. Новый этап в развитии марксистско-ленин­ской философии начался после вто­рой мировой войны. Это обусловле­но глубокими изменениями, проис­шедшими во всех сферах жизни современного общества: экономиче­ской, социальной и общественно-политической. В результате раз­грома германского фашизма и японского милитаризма в Европе и Азии возник ряд социалисти­ческих стран. Коммунистические и рабочие партии стран народной демократии разработали важный в теоретическом и практическом от­ношениях вопрос о диалектике общих закономерностей социалисти­ческого строительства и националь­ных особенностях их проявления. В ходе  социалистического   строи­тельства в странах народной демо­кратии осуществляется культурная революция, большую роль в к-рой играет марксистско-ленинская фи­лософия. В связи с этим встала за­дача философского просвещения широких слоев трудящихся, осво­бождения их сознания от остатков буржуазной идеологии, религиозных предрассудков и т. п. В странах народной демократии наряду со старыми выступают новые кадры профессиональных философов-мар­ксистов, к-рые не только пропа­гандируют научную философию в массах, но и успешно разрабаты­вают проблемы диалектики обще­ственного развития и социалисти­ческого строительства (работы Пав­лова — Болгария, Г. Шелера — ГДР, А. Шаффа —Польша и др.), фило­софские вопросы естествознания (работы Л. Яноши — Венгрия, Поли-карова — Болгария и др.), пробле­мы этики (работы Гулиана — Румы­ния, Бека —ГДР, Свободы — Чехо­словакия и др.), эстетики (работы С. Жулкевского — Польша, Абуша — ГДР и др.), истории философии (работы Лея, Гроппа — ГДР), кри­тики совр. идеализма (работы Менде — ГДР, Боднара — Чехосло­вакия, Ирибаджакова — Болгария и др.), логики (работы Б. Фога-раши — Венгрия, Г. Клауса — ГДР и др.). В капиталистических странах после второй мировой войны мар­ксистская философская мысль была направлена на разработку путей борьбы за демократию и социализм в условиях нового этапа общего кри­зиса капитализма. В выступлениях руководящих деятелей коммунисти­ческих и рабочих партий подчерки­валось, что новые исторические ус­ловия требуют анализа националь­ной специфики каждой страны, поиска конкретных путей борьбы за мир, демократию и социализм. Фи­лософы-марксисты капиталистиче­ских стран активно защищают про­грессивные философские традиции, разоблачают антикоммунистическую пропаганду, новейшие приемы утон­ченного идеализма. В своих работах Р. Гароди, Ж. Канапа (Франция), О. Корню (ГДР), Э. Серени, Л. Лон-го (Италия), Г. Селзам и др. показы­вают, что коммунизм несет с собой новую культуру, новый гуманизм, к-рый опирается на лучшие тради­ции философии. В работах М. Корн-форта (Англия), Г. Уэллса (США), Г. Бесс, Гароди, А. Дени (Франция) и др. раскрывается теоретическое бесплодие и антинаучность новей­ших идеалистических течений (нео­позитивизма, экзистенциализма, нео­томизма), показана их враждебность прогрессивной культуре и гуманиз­му. Передовая интеллигенция капи­талистических стран поддерживает марксистов в их борьбе и переходит па позиции диалектического мате­риализма (Бернал — Англия, Лан-жевен, П.Вижье—Франция, Д. Фурст, Б. Данэм — США, Янагида Кэндзю-ро, Саката Сёити — Япония и др.). Сильный толчок для творческой раз­работки проблем марксистской фи­лософии дал XX съезд КПСС (1956), положивший начало новому этапу в развитии коммунистического движе­ния. На этом съезде был подвергнут глубокой, всесторонней критике культ личности Сталина и тем са­мым расчищен путь для творческо­го развития марксизма-ленинизма. На съезде были сделаны важней­шие теоретические выводы о воз­можности предотвращения войн в совр. эпоху, о возможности наряду с немирным путем мирного пути социалистической революции, о мно­гообразии форм диктатуры пролета­риата. Выступления Н. С. Хрущева с критикой культа личности Стали­на, а также по разнообразным теоре­тическим вопросам завоевали меж­дународное признание. П. С. Хрущев раскрыл значение и роль в совр. исторических условиях марксистско-ленинского учения о единстве тео­рии и практики. В Декларации Со­вещания представителей коммуни­стических и рабочих партий (1957) были сформулированы общие зако­номерности перехода от капитализ­ма к социализму и подчеркнуто значение диалектического материа­лизма как науки о наиболее общих законах развития природы, об-ва и мышления. В Заявлении Совещания представителей коммунистических и рабочих партий (1960) было дано марксистское определение совр. эпохи, всесторонне раскрыты пути борьбы за мир, демократию и социа­лизм в совр. условиях. Огромное значение для творческого развития марксизма-ленинизма имеет новая Программа КПСС, принятая XXII съездом партии. Творческое раз­витие марксистской философской мысли в зарубежных странах про­текает в условиях острой идеологи­ческой борьбы, к-рая ведется не только против буржуазной и ре­формистской идеологии, но также против ревизионизма и догматизма. С глубокой критикой ревизионизма и догматизма, раскрывающей их опасность для коммунистического движения, выступили видные мар­ксисты-ленинцы ряда стран.