Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Радищев Александр Николаевич '(1749-4802) — рус. писатель, родо­начальник революционной мысли в России, материалист. Род. в Петер­бурге. По происхождению дворянин. Учился в Лейпцигском ун-те (1786— 71). В примечании к своему пере воду книги Мабли «Размышления о греческой истории» (1773) осуждал самодернжавие как «паппротивней-шее человеческому естеству состоя­ние». В «Письме к другу, жительст­вующему в Тобольске» (1782) Р. утверждал, что цари никогда не по­ступались и не поступятся своею властью ради «вольности» народа. Ода Р. «Вольность» (1783) прослав­ляла «великий пример» английской и американской революций — казнь Кромвелем короля и вооруженную борьбу амер. колонистов за свободу. В соч. «Житие Ф. В. Ушакова» (1789) Р. объявлял залогом освобождения «страждущего обшества» восстание доведенного до «крайности» народа и проклинал тех, кто пытается «снять покров с очей власти», т. е. облегчить участь народа путем обра­щения к монархам. Разработанная в этих произведениях концепция Р., развивающая дальше идеи просве­щения 18 в. (преноде всего «Истории двух Индий» Рейналя, и Дидро), по­лучила всестороннее обоснование на материале рус. жизни в гл. соч. Р. — «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790). Здесь показана бес­плодность попыток помочь народу на путях либерального реформатор­ства и выдвипута задача револю­ционного просвещения народа как условия грядущей народной рево­люции. В основе политических идей Р. — обобщение важнейших событий 17—18 вв.: победоносных буржуаз­ных революций Запада и краха по­литики «просвещенного абсолютиз­ма» Екатерины II, показавшего (особенно наглядно после событий крестьяпской войны 1773—75) бес­плодность надежд на «верхи». За издание «Путешествия» Р. был осу­жден па смертную казнь, заменен­ную ссылкой в Сибирь (до 1797). В ссылке Р. написал философский трактат «О человеке, его смертности и бессмертии» (1792), где, рассматривая вопрос о т. наз. бессмертии души, столкнул две диаметрально противоположные системы взглядов: франц. и англ. материалистов 18 в. (Гольбах, Гельвеций, Пристли) и нем. идеалистов .17—18 вв. (Лейб­ниц, Гердер, Мендельсон). Характе­ризуя доводы первых как основан­ные на опыте и доказательстве, а утверждения вторых — как умозри­тельные, смежные «воображению», Р. вместе с тем пытался применить в материалистической системе дока­зательств смертности души диалек­тические идеи, в частности идею Лейбница о том, что «настоящее чревато будущим». Он показывал, что в земной жизни человека нет ничего, свидетельствующего о воз­можности существования души пос­ле его смерти. Однако с позиций ограниченного метафизического ма­териализма Р. все же не смог пере­осмыслить факт активности челове­ческого познания, на к-ром спеку­лировали представители нем. идеа­лизма. Пережив известное разочаро­вание в результатах фр. революции и видя повторение показного либе­рализма Екатерины II в правлении Александра I, Р. покончил с собой.