Романтизм —
художественный метод в европейском искусстве, пришедший в 20—30-х гг. 19 в. на
смену классицизму. Имел два различных источника своего возникновения: а)
освободительное движение народных масс, разбуженных фр. революцией 1789, борьбу
народа против феодализма и национального гнета; б) разочарование широких
общественных кругов результатами революции 18 в. Это определило формирование
двух течений художественного Р. Одно из них представляло собой реакцию на
победу буржуазного строя, выражая в то же время страх перед революционными и
народными движениями. Критика капитализма носила здесь, как правило,
односторонний реакционный характер, замечая лишь его теневые стороны и не видя
того прогрессивного, что принесла с собой победа нового строя. Эта тенденция
находила выход из социально-исторических противоречий в создании иллюзорных
идеалов, представляющих собой апологию средневекового прошлого. Отсюда
приверженность романтиков (Тик, Шлегель, Новалис, Жуковский, Каульбах и др.) к
необычайным ситуациям и образам фантастического характера. Другое, осн.
течение Р. имело прогрессивную, революционную направленность, выражая протест
широких кругов об-ва как против буржуазной, так и феодальной системы социального
устройства, против политической реакции. Хотя эстетические идеалы этого
течения Р. тоже подчас носили утопический характер, а образы романтиков
нередко отличались двойственностью, внутренней трагичностью, они все же
выражали известное понимание противоречий буржуазного об-ва, интерес к жизни
широких народных масс и были направлены в будущее. В числе художников
прогрессивного Р. были Байрон и Шелли, Гюго и Занд, Мицкевич и Петефи, Рылеев и
Кюхельбекер, Жерико и Делакруа, Брюллов и Рюд, Шуберт, Шопен, Шуман, Берлиоз,
Лист.