Рационализм
(лат. rationalis — разумный). 1. Учение в теории познания, согласно к-рому всеобщность
и необходимость — логические признаки достоверного знания — не могут быть
выведены из опыта и его обобщений; они могут быть почерпнуты только из самого
ума: или из понятий, врожденных уму (теория врожденных идей Декарта), или из
понятий, существующих только в виде задатков, предрасположений ума. Опыт
оказывает известное стимулирующее действие на их появление, но характер
безусловной всеобщности и безусловной необходимости им сообщают предшествующие
опыту и от него будто не зависящие усмотрения ума или априорные формы. В этом
смысле Р. противоположен эмпиризму. Р. возник как попытка объяснить логические
особенности истин математики и математического естествознания. Его
представители в 17 в. — Декарт, Спиноза, Лейбниц, в 18 в. — Кант, Фихте,
Шеллинг, Гегель. Ограниченность Р. — в отрицании опытного происхождения
всеобщности и необходимости. Р. абсолютизирует безусловный характер этих
логических признаков, пе знает диалектики перехода знания от меньшей всеобщности
и необходимости ко все большей и безусловной. Ограниченность Р. была
преодолена только марксизмом, рассматривающим познание в единстве с практикой
(Познание, Теория и практика). 2. Рассудочность мышления и мировоззрения.
Сказывается не только в теории познания, но и в психологии, этике, эстетике.
При этом в психологии Р. на первый план выдвигает интеллектуальные психические
функции, сводя, напр., волю к разуму (Спиноза); в этике — рациональные мотивы
и принципы нравственной деятельности; в эстетике — рациональный
(интеллектуальный) характер творчества. Во всех этих случаях Р. означает веру в
разум, в очевидность разумного усмотрения, в силу доказательности. В этом смысле
Р. противостоит иррационализму. 3. В богословии Р. — направление, согласно
к-рому приемлемы только те догматы веры, какие ум считает согласными с логикой
и с «естественным светом» разума.