Разумного
эгоизма теория — выдвинутая просветителями 17—18 вв. этическая теория, в
основе к-рой лежит принцип: правильно поня-. тый личный интерес должен совпадать
с общественным. В этике Гельвеция, Гольбаха, Дидро, Фейербаха Р. э. т.
выражала интересы восходящей буржуазии в ее борьбе с аскетической религиозной
моралью, служила идейной подготовкой буржуазных революций. Они исходили из
возможности гармонического сочетания личных и общественных интересов при
сохранении частной собственности. Р. э. т. у них отражала практику революционной
буржуазии, свободу предпринимательства, личной инициативы, и их «общественный
интерес» был фактически классовым интересом буржуа. У Чернышевского,
Добролюбова и др. рус. революционных демократов Р. э. т. служила оправданием
борьбы трудящихся. Личный интерес как мотив поведения человека в их этике
наполняется общественным содержанием. В бескорыстном служении народу, в
избавлении его от оков крепостничества, в революционном преобразовании
действительности во имя «народного блага» видели они смысл жизни человека и
критерий его поступков. Р. э. т., хотя и сыграла исторически прогрессивную
роль, была метафизической, ибо апеллировала к человеку вообще, к его
абстрактной «вечной» природе.