Психология
религии — течение в буржуазной психологии, к-рое исследует переживания,
связанные с верой в сверхъестественное, эмоции, чувства, вызываемые
религиозными проповедями и инсценировками, способы религиозного внушения и самовнушения,
культивирование религиозного страха, чувства греховности, приводящие к
возникновению религиозной веры, религиозному экстазу, а также психические факторы,
способствующие сохранению религиозной веры, и т. д. Совр. богословы уделяют
большое внимание психологической стороне религии, стараясь превратить религию в
извечный фактор внутренней жизни, фактор психологический. Представители
эмпирической П. р. выступают под флагом позитивизма, «объективного» изучения
религии (Джемс, Старбек, Флуркуа, Рибо,
Годен и др.). Эта школа изучает религиозные чувства отдельных
индивидов, сводя релпгпю к субъективному психическому состоянию. Ею полностью
игнорируются социальные причины, извращающие психику людей в религиозном духе,
так же как и их взгляды на мир в классово-антагонистическом обществе.
Сторонники эмпирической П. р. широко используют различные анкеты, методы наблюдения
и эксперимента, что придает их работе видимость научности. Теологическая
школа П. р. открыто обосновывает существование бога. Ряд ее «исследований»
проводится с чисто практической целью выработки методов религиозного
воздействия на психику людей. Извращенные эмоции, изломанная воля, болезненные
проявления человеческой психики — неврозы, истерия, экстаз и т. п. —
используются для укрепления религии, поднятия авторитета церкви. Особенно изуверский
характер извращение религией психики людей и использование ее в религиозных
целях носит в религиозных сектах, где организуются инсценировки «непосредственного»
общения верующих с богом. Научное психологическое иссле-довапио чувств п
эмоций верующих опровергает идеалистическую П. р. и служит основой
атеистического воспитания.