Позитивизм
(лат. positivus — положительный) — широко распространенное субъективно-идеалистическое
направление буржуазной философии, выступающее под лозунгом отрицания
мировоззренческого характера философии, отвергающее традиционные философские
проблемы (отношение сознания к бытию и др.) как «метафизические» и непроверяемые
в опыте. Осн. черта философии П. — попытка создать методологию или «логику
науки», к-рая бы стояла выше противоположности материализма п идеализма.
Одним из гл. принципов позитивистской методологии науки стал крайний
феноменализм, в соответствии с чем задачей пауки было объявлено чистое
описание фактов-ощущений, а не объяснение их. Позитивистская претензия на «нейтральность,
беспартийность» в философии имеет свои глубокие социальные основания. Гл. из
них — противоречивое отношение буржуазии к частным наукам: с одной стороны, ее
заинтересованность в развитии естественных наук, без к-рых невозможно развитие
производства, с др. — ее отказ от мировоззренческих выводов, выходящих за рамки
естественнонаучных теорий и подрывающих идею вечности буржуазного об-ва.
Основателем П. был Конт, к-рый ввел и термин «П.» Исторически выделяют три
этапа в развитии П. Представители «первого» П. — Копт, Э. Литтре, П. Лаффит
(Франция), Милль, Спенсер (Англия). Наряду с проблемами теории познания
(проблема общеисторических закономерностей его развития — Конт) и логики
(Милль), решавшимися в духе крайнего эмпиризма и феноменализма, гл. место в
«первом» П. отводилось социологии (органическая теория общества Спенсера),
целью к-рой было обоснование естественности и вечности капитализма. Уже это
обнаруживало реакционный классовый смысл позитивистской философии.
Возникновение «второго» П. — эмпириокритицизма — относится к 70—90-м гг. 19 в.
и связано с именами Маха и Авенариуса, отказавшихся даже от формального
признания объективно-реальных предметов, к-рого еще придерживались
представители «первого» П. В махизме проблемы познания истолковывались с позиций
крайнего психологизма, переходящего в субъективизм. Возникновение и формирование
«третьего» П. связано с деятельностью Венского кружка (Нейрат, Карнап, Шлик,
Франк и др.) и берлинского Об-ва эмпирической философии (Рейхенбах, Ф. Крауз и
др.), объединявших в себе мн. направлений: логический атомизм, логический
позитивизм, общая семантика (близки к этим направлениям операционализм,
прагматизм). Осн. место в «третьем» П. занимают философские проблемы языка,
символической логики, структуры научного исследования и др. Отвергнув
психологизм, представители «третьего» П. пошли по линии сближения «логики
науки» с математикой, по линии крайней формализации гносеологических проблем.