Предмет
познания — зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической
деятельности человека сторопы, свойства и отношения объектов, исследуемые с определенной
целью в данпых условиях и обстоятельствах. В зависимости от уровня развития
познания могут исследоваться и те явления, сущность к-рых уже в некоторой
степени познана. В этом случав познаются коренные и более общие закономерности
объекта, глубже раскрывается его сущность, а познание движется от сущности
первого порядка к сущности второго порядка и т. д. Кроме того, по мере
развития знаний об объекте открываются его новые стороны, к-рые становятся П.
п. Различные пауки об одном и том же объекте имеют различные П. п. (напр.,
анатомия изучает строение организма, физиология — функции его органов,
медицина — болезни и т. п.). П. п. объективен в смысле его принадлежности
объекту познания, независимости его содержания от человека и человечества.
Выбор П. н. в каждом отдельном случае человека по видимости может быть
произвольным и субъективным, но в коночном счете он определяется
потребностями и уровнем развития общественной практики. П. п. может быть дан
пли не дан непосредственно в чувствах. В последнем случае оп изучается через
свои проявления. В своей целостности и саморазвитии предмет познается движением
мысли от абстрактного к конкретному. П. п. может быть сам процесс познания.