Экзистенциализм (лат. existen-tia — существование) — философия существования —
пррационалисти-ческое направление в совр. буржуазной философии, возникшее
(после 1-й мировой войны — в Германии, затем во Франции; после 2-й мировой
войпы — в др. странах, в т. ч. и США) как попытка создания нового
мировоззрения, отвечающего настроениям буря«уазной интеллигенции. Термип «Э.»
введен неокан-тиапцем Хейнеманом (1929). Идейные истоки Э. — философия жизни,
феноменология Гуссерля, религиозно-мистическое учение Къеркегора. Различают Э.
религиозпый (Марсель, Ясперс, Бердяев, Вубер — Израиль) и «атеистический»
(Хайдег-гер, Сартр, Камю). В философии существования нашел отражение кризис
буржуазного либерализма, неспособного дать научные ответы на вопросы,
выдвигаемые совр. общественно-исторической практикой, бессильного объяснить
неустойчивость, неустроенность человеческой жизни в буржуазном об-ве, присущие
человеку этого об-ва .чувства
страха, отчаяния, безысходности. Э. — это иррационалистическая
реакция на рационализм Просвещения и нем. классической философии.
По утверждениям
философов-экзистенциалистов, осн. порок рационального мышления состоит
в том, что оно исходило из принципа противоположности субъекта и объекта, т.
е. разделяло мир на две сферы: объективную и субъективную. Всю действительность, в т. ч. и человека, рациональное
мышление рассматривало только как предмет, как «сущность», как нечто чуждое
человеку. Подлинная философия с т. зр.
Э. должна исходить из единства субъекта и объекта. Это единство воплощено в
«экзистенции», т. е. некой иррациональной реальности. Согласно экзистенциалистскому учению, чтобы осознать себя как «экзистенцию»,
человек должен оказаться в «пограничной ситуации», напр. перед лицом смерти. В
результате мир становится для человека
«интимно близким». Истинным способом познания, или, согласно Э.,
проникновения в мир «экзистенции», объявляется интуиция («экзистенциальный опыт» у Марселя,
«понимание» у Хайдеггера, «экзистенциальное озарение» у Ясперса), к-рая являет
собой иррационалистпчески истолкованный феноменологический метод Гуссерля.
Значительное место в Э. занимает постановка и решение проблемы свободы, к-рая
определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Волюнтаристский характер
экзистенциалистского объяснения свободы коренится в отрыве «выбора» от
обстоятельств, т. е. в изоляции личности от объективной необходимости, законов.
В конечном счете, вопрос о свободе превращен экзистенциалистамн в чисто
этическую проблему и свобода понимается ими в духе крайнего индивидуализма,
как свобода личности от об-ва. Э. оказал значительное влияние на совр. буржуазное искусство и литературу, а через
них на умонастроение значительной части
буржуазной интеллигенции.
Реакционная политическая позиция большинства философов-экзистенциалистов тесно
связана с их философскими взглядами («Май»),