Этика (греч. — обычай) — наука о морали. Э. включает в себя нормативную
Э. и теорию морали. Первая исследует вопрос о благе, добре, зле и т. д.,
вырабатывает моральный кодекс поведения, показывает, что достойно стремлений,
какое поведение является хорошим,
в чем
смысл жизни. Теория морали исследует сущность морали, ее
возникновение и развитие, закономерности, определяющие моральные нормы, их
исторический характер. Нормативная Э. и теория морали неотделимы друг от
друга. В последнее время получила
развитие метазтика, исследующая
этические высказывания, их отношение к истине, структуру, построение
этической теории. Мета-этика — порождение
совр. эпохи, когда науки
обратились к логическому анализу своих средств. Э. не следует отождествлять с
действующей, «практической» моралью, нравственностью, она — наука, учение о них. Мораль возникла раньше Э.
Первая существовала уже в те времена, когда был первобытнообщинный строй, а
Э. появилась в период становления
рабовладельческого об-ва. Э. была элементом философских учений,
философской теорией. Со времени ее возникновения в ней шла борьба между материалистическим и
идеалистическим пониманием морали.
Домарксовские материалисты не могли понять действительных объективных
закономерностей развития морали. Но они вели борьбу с теологическими
взглядами в Э. Они подвергали критике понимание теологами и идеалистами
смысла жизни, отстаивали
мысль о «земном» происхождении и источнике моральных норм. Вклад в этическое осмысление действительности в древн. время
внесли чарваки (Индия), Ян Чжу и Лао-цзы
(Китай), Демокрит, Эпикур, Аристотель (Греция) и др. Большой вклад в развитие этических идей
был сделан в период становления и укрепления буржуазного строя. Идеологи революционной
в то время буржуазии Спиноза, Руссо, Гельвеций, Гольбах, Дидро, Фейербах
придавали решению проблем Э. большое значение. Хотя такие философы, как Кант и
Гегель, отстаивали идеалистическое понимание морали, они высказали ряд ценных
этических взглядов. Серьезный
вклад в Э. сделали революционные демократы России, особенно Белинский, Герцен,
Добролюбов, Чернышевский. Они, а также социалисты-утописты Запада
(Фурье, Сен-Симон, Оуэн и др.), мечтая о справедливом об-ве,
пытались предсказать и нарисовать новые моральные отношения между
людьми. Марксистская Э. впитала в себя то цепное, что имелось в этических теориях
прошлого. Ее возникновение было поворотным пунктом в развитии Э. Прежние
этические учения были идеалистическими.
Философы прошлого полагали, что достаточно изменить уровень сознания людей —
просветить их или
преобразовать форму государственного правления, чтобы распространилась
та мораль, к-рая ими проповедовалась. Маркс и Энгельс показали, что мораль определяется экономическим и
общественным строем, что она имеет исторический характер. Своим учением
о коммунизме они обосновали действительные
пути к счастью, справедливости и свободе. Новый этап в развитии Э. связан с именем
Ленина. Обогащению марксистской Э. содействовали также Плеханов, Лафарг,
Бебель, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко
и др. Этическим проблемам в период
социализма и становления коммунизма было уделено большое внимание на XX и
XXII съездах КПСС в докладах Н. С. Хрущева и в
выступлениях делегатов, в решениях
съездов. Строительство
коммунизма поставило новые
проблемы перед Э., к-рая все более превращается в самостоятельную пауку.
Моральный кодекс строителей коммунизма, сформулированный в Программе КПСС,
имеет большое значение для дальнейшего развития марксистской Э. (Мораль
коммунистическая). Совр. буржуазная Э. переживает кризис. Принципы буржуазной
Э. основываются на метафизических
и идеалистических теориях. По этическим проблемам много пишут неотомисты и экзистенциалисты.
Неопозитивисты же уходят от собствеипо этической проблематики в
логико-семантическую. Главенствующая в буржуазной Э. тенденция —
абстрактно-метафизическая постановка вопросов о гуманности, справедливости,
добре без обращения к жизни, поиски «абсолютных» этических ценностей, единственной
целью к-рых по-преяшему остается защита и сохранение капиталистического строя.
Особенностью буржуазной Э. является проповедь индивидуализма, борьба против
принципа коллективизма. Наряду с распространением неотомистского морального
догматизма происходит усиление морального релятивизма, пытающегося доказать
невозможность научной Э.