Эмпириокритицизм («критика опыта») или махизм — субъективно-идеалистическое
течение, основанное Авенариусом и Махом. Считая осн. законом познания «экономию
мышления», Э. «очищает» понимание опыта от понятий материи (субстанции),
необходимости, причинности и т. д., как «априорных апперцепции» (рассудочных
понятий), якобы незаконно привносимых в опыт. В итоге Э. выдвигает
представление о мире как совокупности «нейтральных элементов», или ощущений.
Вводя учение о «принципиальной координации», т. е. неразрывной связи субъекта и
объекта, Э. превращается в систему субъективного идеализма. Э. — возрождение
берклианства и юмизма, прикрываемое требованием нейтральности в философии. Э.
был связан также с кризисом в физике, со школой «физического» идеализма.
Критикуя Э., В. И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» раскрыл
реакционную социальную роль этого философского течения, его связь с фидеизмом.
Э. выступал в качестве разновидности позитивизма («второй позитивизм»).
Наряду с Авенариусом и Махом к Э. принадлежали И. Пет-цольдт, Ф. Карстаньен, Р.
Вилли, Ф. Адлер, Богданов, В. Базаров и др. Продолжением «антиметафизпческого» учения Э. стал
неопозитивизм.