Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Стресс — это состоя­ние организма, отвечающего при­способительными реакциями на дей­ствие сильных раздражителей. В фи­лософском отношении это учение имеет мн. общего с физиологиче­ским идеализмом И. Мюллера. В обоих переоценивается роль внут­реннего состояния организма во взаимодействии со средой. По суще­ству, Селье низводит среду до роли «пускового механизма», приводя­щего в активное состояние «извеч­но» существующие приспособитель­ные механизмы. Качественно разно­образные воздействия среды якобы порождают однообразную, стандарт­ную реакцию. Объективно С.-к. на­правлена против учения о ведущей роли центральной нервной системы в жизнедеятельности организма (И. Павлов). Селье делает уступку автогенезу, выступает сторонником телеологического принципа в биоло­гии. Некоторые совр. буржуазные социологи (Жасмин, Френсис, Мен-нингер и др.) механически распро­страняют С.-к. на человека и чело­веческое об-во. Человек определяется ими как телеологический центр, че­ловеческие цели — как обеспечение «эгоистических» биологических по­требностей. С узкобиологических позиций рассматривается происхож­дение эгоизма и альтруизма, мести и благодарности и т. д. Последова­тели Селье стремятся сформулиро­вать понятие социального, коммерческого, этического, эстетического и психологического стресса. Т. обрм формируется концепция «социаль­ного сельизма». Несостоятельность этой концепции проистекает из од­ностороннего перенесения биологи­ческих понятий на об-во.