Спиноза
Барух (Бенедикт) (1632—77)—нидерландский философ-материалист. За религиозное
свободомыслие был отлучен от еврейской церковной общины Амстердама. Гл.
работы — «Богословско-политический трактат» и «Этика». С. — создатель
геометрического метода в философии. Учение С. сложилось в исторической
обстановке, сделавшей Нидерланды после освобождения от ига исп. феодальной монархии
передовой капиталистической страной. Вместе с передовыми умами века — Ф.
Бэконом и Декартом С. целью знания считал завоевание господства над природой
и совершенствование человека. Учение своих предшественников С. дополнил
учением о свободе: он показал, как возможна — в рамках необходимости —
человеческая свобода. При решении этой задачи опорой для С. стало его учение
о природе. В противоположность дуализму Декарта, С. считал, что существует
лишь природа, являющаяся причиной самой себя, не нуждающаяся для своего бытия
ни в чем другом. Как «природа творящая», она есть субстанция, или, как он ее называл,
бог. От субстанции — бытия необусловленного С. отличает. мир отдельных конечных
вещей (модусов) — как телесных, так и мыслящих. Субстанция едина, модусов
бесчисленное множество. Бесконечный ум мог бы постигать бесконечную
субстанцию во всех ее видах, пли аспектах. Но наш конечный человеческий
рассудок постигает сущность субстанции как бесконечную лишь в двух аспектах:
как «протяжение» и как
«мышление». Это атрибуты
субстанции. Учение С. об атрибутах субстанции в целом материалистично, но
метафизично, т. к. движение С. не считает атрибутом субстанции. На этих
положениях С. построил учение о человеке. Согласно С, человек — существо, в
к-ром модусу протяжения — телу — соответствует модус мышления — душа. И по
тому и по др. модусу человек — часть природы. В учении о модусе души С. свел
всю сложность психической жизни к разуму и к страстям, или аффектам, — к
радости, печали и вожделению. Волю он отождествил с разумом. Поведением
человека движет, по С, стремление к самосохранению и к собственной выгоде. С.
отверг идеалистическое учение о свободе воли, признал волю всегда зависимой от
мотивов, но вместе с тем считал возможной свободу как поведение, основывающееся
на познании необходимости. Однако, по учению С, свободной может быть не масса,
но лишь мудрец. Такое понимание свободы абстрактно и антиисторично. В учении о
познании С. продолжает линию рационализма. Он возвысил знание интеллектуальное,
основывающееся на уме, над низшим видом знания — чувственным и принизил роль
опыта. Высшим видом интеллектуального знания он признал непосредственное
усмотрение истины, или интуицию ума. При этом критерием истины он объявил —
вслед за Декартом — ясность и отчетливость. Велика роль С. в развитии атеизма
и свободомыслия — религиозного и научного. Цель религии — не познание природы
вещей, а лишь наставление людей в нравственном образе жизни. Поэтому ни
религия, ни государство не должны посягать на свободу мысли. В учении об об-ве
С. — продолжатель Гоббса. В отличие от последнего, высшей формой власти он
считал не монархию, а демократическое правление и ограничивал всевластие
государства требованиями свободы. С. оказал сильное влияние на метафизический
материализм 17—18 вв., а его религиозное свободомыслие — на развитие последующего атеизма. Высокую оценку
философским взглядам С дал Энгельс: «Нужно признать величайшей заслугой
тогдашней философии... что она, начиная от Спинозы и кончая великими французскими
материалистами, настойчиво пыталась объяснить мир из него самого, предоставив
детальное оправдание этого естествознанию будущего» (т. 20, с. 350).