Стадий теория—концепция амер. социолога У. Ростоу, изложенная в книге
«Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест» (1960). Согласно
этой концепции, история делится на пять стадий: 1) «традиционное общество»,
включающее все об-ва, вплоть до капитализма; оно характеризуется низким
уровнем производительности труда, господством в экономике сельского хозяйства;
2) «переходное общество», условно совпадающее с переходом к
домонополистическому капитализму; 3) «период сдвига», характеризующийся
промышленными революциями и началом индустриализации; 4) «период зрелости» (завершение
индустриализации и возникновение высокоразвитых в промышленном отношении
стран); 5) «эра высокого уровня массового потребления», достигнутая сейчас
якобы лишь США. В С. т. действительная основа исторического развития —
производственные отношения — заменяется эклектическим взаимодействием
различных факторов (технико-экономических, психологических, политических,
культурно-исторических и др.). Приняв за осн. фактор деления об-ва на стадии
долю капитала в национальном доходе, Ростоу произвольно включает в
«традиционное общество» различные общественно-экономические формации и
стирает качественные отличия между ними. С. т. пытается отождествить качественно
различные по своей социальной сущности явления, втискивая их в рамки
«индустриального общества» вообще (напр., попытки отождествить
социалистическую и капиталистическую индустриализацию). Стремясь оправдать
колониализм и амер. капитализм, С. т. отрицает необходимость социалистических
революций, доказывает, что весь мир движется к «единому индустриальному
обществу», представителем к-рого являются США, и тем самым пытается увлечь
освободившиеся от колониального ига народы на путь капиталистического развития.
Концепция Ростоу претендует на видимость материалистической интерпретации об-ва
и пытается играть на внешнем
сходстве с марксизмом (признание технико-экономических факторов и др.). С. т.
направлена против марксистского учения об общественно-экономических формациях
и возведена в ранг официальной политической доктрины в ряде буржуазных
государств. В своей философской основе она представляет субъективный идеализм
и волюнтаризм; эклектически признавая взаимодействие множества различных
факторов, она в конечном счете переносит центр тяжести на субъективный
фактор, «свободный выбор» исторического пути, «свободное решение» и т. п.