Теория п практика — философские категории, обозначающие духовную и
материальную стороны единого общественно-исторического процесса познания и
преобразования природы и об-ва. Т. — обобщенный в сознании опыт людей, совокупность
знаний об объективном мире; относительно самостоятельная система знаний,
связанных внутренней логикой понятий, воспроизводящей объективную логику
вещей. В отличие от старой, эмпирической и позитивистской (в частности,
прагматической) т. зр., марксистская философия рассматривает П. не как
чувственный субъективный опыт личности и не как совершаемое только по
субъективным мотивам действие. П. — это деятельность людей, обеспечивающая
существование и развитие об-ва, и прежде всего объективный процесс материального
производства, представляющий основу жизни людей, а также революционно-преобразующая деятельность
классов и все др. формы общественной деятельности, ведущие к изменению мира.
Научный эксперимент также есть одна из форм практики. Т. и п. находятся в
неразрывном единстве, не существуя друг без друга, постоянно воздействуя друг
на друга. Основой этого взаимодействия является П. Именно практическая
общественно-производственная деятельность порождает и на каждом этапе развития
определяет сознание, а вместе с ним и теоретическое освоение действительности.
Люди действуют сознательно, так или иначе осмысливая действительность. Это не
значит, что в своих действиях они прямо руководствуются к.-л. строго последовательной
научной Т. Но их деятельность всегда направляется определенной совокупностью
знаний. На заре человеческой истории единственной формой существования таких
знаний было единое, нерасчле-ненное «обыденное сознание». Осмысление трудовых
навыков, эмпирические обобщения результатов действия и наблюдений, предания и
верования, верное и фантастическое отражение общественного бытия — эта «Т.»
не представляла собой логической стройной системы понятий, не являлась научным
воспроизведением объективных законов действительности. Зато ее связь с П. была
настолько полной, что эта «Т.» была непосредственно «вплетена» в «язык реальной
жизни» — в практическую деятельность людей. С разделением труда на умственный
и физический Т. и п. расходятся на разные общественные полюсы. Продолжая
зависеть друг от друга и взаимодействовать, они превращаются в относительно
самостоятельные формы общественной деятельности. «...С этого момента сознание
в состоянии эмансипироваться от мира и перейти к образованию «чистой» теории,
теологии, философии, морали и т. д.» (К. Маркс и Ф. Энгельс, т. 3, с. 30).
Появление «чистой» Т. было одним из величайших революционных скачков в истории
человечества. Развитие теоретического исследования, абстрактно-логическая
форма «чистой» Т. позволили людям глубоко проникнуть в сущность природных явлений,
создать постоянно развивающуюся научную картину мира. С др. стороны, для самих
ученых связь Т. и п. стала не такой явной. На этой основе в сочетании с
характерным для частнособственнического об-ва индивидуалистическим мировоззрением
возникали различные иллюзии: от взгляда на познание как па акт индивидуального
пассивного созерцания «теоретиком» окружающей его среды до идеалистических философских
систем, рассматривающих теоретическое сознание (идеи) в качестве творца
действительности. «С этого момента сознание может действительно вообразить
себе, что оно нечто иное, чем осознание су-, ществующей практики...» (там же).
Капиталистический способ производства, обобществивший груд и развивший
невиданные до него производительные силы, создает объективные предпосылки для
преодоления отрыва Т. от П. При этом неизмеримо повышается роль Т. не только в
процессе производства. И практическое движение масс, направленное на
ликвидацию частной собственности, соединяется с передовой марксистской
теорией, раскрывающей объективные законы об-ва и направляющей всю деятельность
партии пролетариата на достижение научно осознанной цели — коммунизма. С
освобождением труда и ликвидацией классовых антагонизмов, стиранием граней
между умственным и физическим трудом разрыв и противопоставление Т. и п.
ликвидируется. Т., овладевающая массами, становится материальной силой. После
победы социализма и особенно в период развернутого строительства коммунизма
марксистско-ленинская Т., наука вообще еще теснее связывается с П. Вызываемые
к жизни свободным трудом на общее благо новые могучие производительные силы
требуют непосредственного участия научной Т. в процессе производства. И наука,
как высшая форма теоретической деятельности, становясь необходимой стороной
навыков механизированного и автоматизированного труда, сама превращается в
производительную силу. Только становление подлинной истории человеческого
об-ва наглядно раскрывает сущность единого общественно-исторического
практико-теоретического процесса познания и преобразования природы и об-ва.