Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Теория п практика — философ­ские категории, обозначающие ду­ховную и материальную стороны единого общественно-исторического процесса познания и преобразова­ния природы и об-ва. Т. — обобщен­ный в сознании опыт людей, сово­купность знаний об объективном мире; относительно самостоятельная система знаний, связанных внутрен­ней логикой понятий, воспроизводя­щей объективную логику вещей. В отличие от старой, эмпирической и позитивистской (в частности, прагматической) т. зр., марксист­ская философия рассматривает П. не как чувственный субъективный опыт личности и не как совершае­мое только по субъективным моти­вам действие. П. — это деятельность людей, обеспечивающая существо­вание и развитие об-ва, и прежде всего объективный процесс мате­риального производства, представ­ляющий основу жизни людей, а также     революционно-преобразующая деятельность классов и все др. формы общественной деятельности, ведущие к изменению мира. Науч­ный эксперимент также есть одна из форм практики. Т. и п. находятся в неразрывном единстве, не суще­ствуя друг без друга, постоянно воз­действуя друг на друга. Основой этого взаимодействия является П. Именно практическая общественно-производственная деятельность по­рождает и на каждом этапе разви­тия определяет сознание, а вместе с ним и теоретическое освоение дей­ствительности. Люди действуют со­знательно, так или иначе осмысли­вая действительность. Это не значит, что в своих действиях они прямо руководствуются к.-л. строго после­довательной научной Т. Но их дея­тельность всегда направляется опре­деленной совокупностью знаний. На заре человеческой истории единст­венной формой существования та­ких знаний было единое, нерасчле-ненное «обыденное сознание». Ос­мысление трудовых навыков, эмпи­рические обобщения результатов действия и наблюдений, предания и верования, верное и фантастиче­ское отражение общественного бы­тия — эта «Т.» не представляла со­бой логической стройной системы понятий, не являлась научным вос­произведением объективных законов действительности. Зато ее связь с П. была настолько полной, что эта «Т.» была непосредственно «вплетена» в «язык реальной жизни» — в практи­ческую деятельность людей. С раз­делением труда на умственный и физический Т. и п. расходятся на разные общественные полюсы. Про­должая зависеть друг от друга и взаимодействовать, они превра­щаются в относительно самостоя­тельные формы общественной дея­тельности. «...С этого момента созна­ние в состоянии эмансипироваться от мира и перейти к образованию «чистой» теории, теологии, филосо­фии, морали и т. д.» (К. Маркс и Ф. Энгельс, т. 3, с. 30). Появление «чистой» Т. было одним из величай­ших революционных скачков в истории человечества. Развитие тео­ретического исследования, абстракт­но-логическая форма «чистой» Т. позволили людям глубоко проник­нуть в сущность природных явле­ний, создать постоянно развиваю­щуюся научную картину мира. С др. стороны, для самих ученых связь Т. и п. стала не такой явной. На этой основе в сочетании с характерным для частнособственнического об-ва индивидуалистическим мировоззре­нием возникали различные иллю­зии: от взгляда на познание как па акт индивидуального пассивного со­зерцания «теоретиком» окружающей его среды до идеалистических фи­лософских систем, рассматривающих теоретическое сознание (идеи) в ка­честве творца действительности. «С этого момента сознание может действительно вообразить себе, что оно нечто иное, чем осознание су-, ществующей практики...» (там же). Капиталистический способ произ­водства, обобществивший груд и развивший невиданные до него производительные силы, создает объективные предпосылки для пре­одоления отрыва Т. от П. При этом неизмеримо повышается роль Т. не только в процессе производства. И практическое движение масс, на­правленное на ликвидацию частной собственности, соединяется с пере­довой марксистской теорией, рас­крывающей объективные законы об-ва и направляющей всю деятель­ность партии пролетариата на до­стижение научно осознанной цели — коммунизма. С освобождением тру­да и ликвидацией классовых анта­гонизмов, стиранием граней между умственным и физическим трудом разрыв и противопоставление Т. и п. ликвидируется. Т., овладевающая массами, становится материальной силой. После победы социализма и особенно в период развернутого строительства коммунизма маркси­стско-ленинская Т., наука вообще еще теснее связывается с П. Вызы­ваемые к жизни свободным тру­дом на общее благо новые могу­чие производительные силы требуют непосредственного участия научной Т. в процессе производства. И наука, как высшая форма теоретиче­ской деятельности, становясь необ­ходимой стороной навыков механи­зированного и автоматизированного труда, сама превращается в произ­водительную силу. Только становле­ние подлинной истории человече­ского об-ва наглядно раскрывает сущность единого общественно-исто­рического практико-теоретического процесса познания и преобразова­ния природы и об-ва.