Софистика —
сознательное применение в споре или в доказательствах неправильных доводов,
т. наз. софизмов, т. е. всякого рода уловок, замаскированных внешней, формальной
правильностью. Характеризуя С. в отличие от диалектики, Ленин писал, что
гибкость понятий, примененная субъективно, равна софистике (см. т. 38, с. 99).
Характерными приемами С. являются: вырывание событий из их связи, применение
закономерностей одной группы явлений к явлениям др. группы, одной исторической
эпохи—к событиям др. эпохи и т. д. Как в науке, так и в политике С. играет
реакционную роль. Примером С. могут служить буржуазные и реформистские теории
народного капитализма, демократического социализма и т. д.
Софисты
(греч. — мастер, художник) — так называли древнегреч. философов, выступавших
в роли профессиональных учителей «мудрости» и «красноречия» (5 в."до н.
э.). С. не составляли единой школы. Общее а их взглядах — отказ от религии,
рационалистическое объяснение явлений природы, этический и социальный
релятивизм. Осн. Группа С. («старшие» софисты) выступала на стороне
рабовладельческой демократии. Для них характерно в общем материалистическое
понимание природы. Представители этой группы— Протагор, Гиппий, Продик,
Антифон — были первыми античными просветителями — энциклопедистами. В центре
их внимания стояли вопросы познания. Некоторые С. приходили к скептическим выводам
относительно бытия и его познания (Горгий). С, принадлежавшие к
аристократическомулагерю,— Критий, Гипподам — тяготели к философскому
идеализму. С. прибегали в споре к приемам, получившим впоследствии название
софистики. Особенно ярко эта тенденция проявилась у поздних С. (4 в. до н.
э.), превратившихся в учителей «мнимой мудрости» (Аристотель).