Суждение — мысль, выраженная в форме повествовательного предложения,
в к-ром нечто утверждается об объектах и к-рая является объективно либо
истинной, либо ложной. Примеры С: «Все планеты обращаются вокруг Солнца»,
«Если число делится на 10, то оно делится и на 5», «Иванов сдаст экзамен на
«отлично»». Два первых С. истинны. Третье может оказаться и ложным (если
выяснится, что Иванов не сдал экзамен на «отлично»), хотя высказывавший эту
мысль мог полагать, что он высказывает истину. Гипотеза также представляет собой
С. и является объективно либо истинной, либо ложной, хотя она еще и не
доказана, и не опровергнута. Законы же науки — это С, истинность к-рых
доказана. К числу С. не относятся мысли, к-рые не могут быть охарактеризованы с
т. зр. истины или лжи (вопросы, приказания, просьбы и т. п.). С. можно подразделить
на простые и сложные. В качестве простых в той или иной логической системе
рассматриваются такие, к-рые в пределах этой системы являются неразложимыми на
иные С. Сложные С. составляются из простых посредством различных логических
связок (напр., союзов «и» (конъюнкция), «или» (дизъюнкция), «если... то»
(импликация)). Истинность или ложность сложпых С. представляет собой функцию истинности
или ложности простых: зная значения простых С, мы можем определять значения
(истинность или ложность) сложных С. В традиционной формальной логике в
качестве простых рассматривались обычно четыре вида С. (по отношению к ним и
была сформулирована Аристотелем его силлогистика): 1) общеутвердительные; их
структура выражается формулой «Все S суть Р», где S — знак субъекта С, Р — знак предиката С, а «суть» (есть) — связка;
пример такого С: «Все жидкости упруги»; 2) общеотрицательные; их структура:
«Ни одно S не есть Р»; пример такого С: «Ни один кит не есть рыба»; 3)
част-ноутвердительные; их структура: «Некоторые S суть Р»;
пример такого О: «Некоторые металлы жидки»; 4) частноотрицательные; их
структура: «Некоторые S не суть Р»; пример такого С: «Некоторые металлы не окисляются». Учение о
С. было подробно развито Аристотелем в трактатах «Об истолковании» и «Первой
аналитике» (Высказывание).