Функциональная школа в социологии — одна из школ в совр. социологии
США (Мертон, Парсонс, П. Сорокин). Ф. ш. рассматривает об-во как единую,
взаимосвязанную «социальную систему», каждый элемент к-рой выполняет
определенную функцию. Коренная особенность такой системы — взаимодействие ее
компонентов и отсутствие единой определяющей основы. Однако фактически гл.
определяющей частью системы в Ф. ш. считаются «типы духовных ценностей», и прежде
всего религия как элемент системы, выполняющий необходимую общественную
функцию. Идеи Ф. ш. являются реакцией на эмпиризм совр. амер. социологии. С др.
стороны, функциональное объяснение «социальной системы» противопоставляется
марксистской науке об об-ве. Метафизичность, антиисторизм и идеализм Ф. ш.
выражаются в признании равновесия «социальной системы», отрицании понятия исторического
процесса, исключении социальных конфликтов из буржуазного об-ва.