Хайдеггер Мартин (р. 1889) — один из основоположников и гл.
представителей нем. экзистенциализма. Защищал диссертацию у Рик-керта, был
ассистентом Гуссерля, преподавал в Марбурге, Оренбурге. Осн. произведения X.:
«Бытие и время» (1927), «Кант и проблема метафизики» (1929), «Введение в метафизику»
(1953). В 1933 в речи при вступлении на пост ректора Оренбургского ун-та
признал идеологию национал-социализма. Осн. категорией идеалистической
философии X. является «временность», понимаемая им как внутреннее переживание
человека. Первичным X. считает «настроение», т. е. формы стихийного,
неразвитого сознания. Априорными формами человеческой личности, по X.,
являются забота, тревога, страх и т. д. Эти формы составляют субъективное
бытие человека, к-рое X. называет «бытием — в мире». Поэтому учение об априорных
формах принимает у X. вид учения о бытии (как «фундаментальная онтология»).
Чтобы постичь «смысл бытия», человек должен отрешиться от всех
практически-целевых установок, осознать свою «смертность», «"бренность».
Лишь чувствуя себя постоянно «перед лицом смерти», человек, согласно X., в
состоянии увидеть значимость и наполненность каждого момента жизни и
освободиться от «идолов общественного бытия» — целей, «идеалов», «научных абстракций».
Философия X. сводит воедино ирра-ционалистические тенденции, имевшиеся у
Къеркегора, в философии жизни, феноменологии Гуссерля. Глубокий пессимизм,
откровенная враждебность науке делают экзистенциализм X.
одним из гл.
орудий соврем, идеологической реакции.