Трансцендентальный (лат. trans-cendere —
переступать) — в схоластике означает сверхкатегориальный. Т. определения
бытия, или трансценденталии, шире (по объему) традиционных категорий схоластической
философии (форма и материя, акт и потенция и др.), они выражают всеобщие,
сверхчувственные свойства бытия, к-рые познаются интуитивно, до всякого
опыта. Согласно схоластике, три осн. трансценденталии (всего их шесть) обозначают:
единство — отношение бытия к самому себе, или тождество бытия; истину —
сопоставление бытия с бесконечным духом, или умо-постигаомость бытия в
божественном разуме; благо — сопоставление бытия с бесконечпой волей, или целесообразность
бытия, обусловленная божественной волей. Впервые трансценденталии упоминаются
Александром Галльским (францисканский схоласт, реалист, 12—13 вв.), Альбертом
Великим и Фомой Аквин-ским. Термин «Т.» вводится позднее, только в 16 в.
Формирование учения о трансценденталиях, определение его как ядра
схоластической метафизики
относится также к более позднему
периоду (16—17 вв.). В новое время учение о трансценденталиях было
подвергнуто критике с позиций номинализма. Спиноза н Гоббс называли его
«наивным» В «бессмысленным», Кант — «стерильным» и «тавтологичным». Т. в
кап-товском смысле может быть лишь познание, к-рое занимается не только
предметами, но и способом априорного познания предметов. Умопостигаемое бытие,
или трансцендентный мир «вещей в себе», по Канту, лежит за границами опытного
познания и потому не отражается в трансцендентальных (логических)
определениях. Совр. схоласты, отстаивая независимость учения о
трансценденталиях от опыта, от частных наук, стремятся этим доказать «непреходящую
ценность» метафизики, философского обоснования истин теологии. По своему объективному
содержанию учение о трансцендентальных определениях представляет собой
попытку создать чисто умозрительную, законченную теорию бытия. В марксистской
философии термин «Т.» не применяется.