Вольтер
Франсуа Мари Аруэ (1694—1778) — фр. писатель, философ, историк, один из вождей
фр. Просвещения. Род. в семье нотариуса, воспитывался в иезуитской коллегии.
За антифеодальную сатиру дважды арестовывался (1717 и 1725). Большую часть
жизни провел вне Фрапции. Сотрудничал в Энциклопедии Дидро. В.—деист (Деизм);
его мировоззрение противоречиво. Выступая сторонпиком механики и физики
Ньютона, он признает существование бога как «первого двигателя». Двюкение
природы происходит по вечным законам, но бог неотделим от природы, это не
особая субстанция, а скорее свойственный самой природе принцип действия.
Фактически В. склоняется к отождествлению бога («великого геометра») и
природы. Он критикует дуализм, отбрасывая представления о душе как особого
рода субстанции. Сознание, по В., свойство материи, присущее только живым
телам, хотя для доказательства этого правильного положения приводится теологический
аргумент — способностью мыслить паделил материю бог. В противовес теологической
метафизике 17 в. В. выдвигал требование научного исследования природы. Отвергая
декартово учение о душе и врожденных идеях, он считал источником знаний
наблюдение и опыт, пропагандировал материализм Лок-ка. Задача науки — изучение
объективной причинности. Однако В. допускал наличие «конечных причин» и
полагал, что опыт говорит нам о вероятности существования «высшего разума» и
«архитектора» вселенной. Социально-политические взгляды В. имеют ярко
выраженную антифеодальную направленность. Ои боролся против крепостничества,
выступал за равенство граждан перед законом, требовал введения пропорциональных
имуществу налогов, свободы слова и т. д. Но критику частной собственности
отвергал, полагая неизбежным деление об-ва на богатых и бедных. Разумное государственное
устройство, по В., — конституционная монархия во главе с просвещенным монархом.
В конце жизни склонялся к убеждению, что лучшим типом государства является
республика. В исторических соч. критиковал библейско-христианскую т. зр. на
развитие об-ва, дал набросок картины истории человечества. В основе «философии
истории» (термин введен В.) лежит идея прогрессивного развития об-ва, независимо
от воли божества. Но ход истории объяснял изменением идей, т. е.
идеалистически. Огромное значение в деятельности В. имела его борьба против
клерикализма и религиозного фанатизма. Гл. мишень сатиры В. — христианство и
католическая церковь, к-рую он считал осн. врагом прогресса. Тем не менее В.
не приемлет атеизма. Отрицая бога, воплощенного в конкретном образе (Христа,
Магомета, Будды и т. д.), он полагал, что идея карающего бога должна жить в
народе. И здесь сказалась классовая ограниченность В. Соч.: «Философские
письма» (1733), «Трактат о метафизике» (1734), «Основы философии Ньютона»
(1738), «Опыт всеобщей истории...» (1769) и др.