Возрояедение
(философия)— философские и социологические учения, развивавшиеся в Европе
(прежде всего и ранее всего в Италии) в' эпоху разлоя;ения феодализма и становления
раннего буржуазного об-ва (15 —начало 17 в.). Официальной философией в эту
эпоху еще оставалась схоластика, но возникновение культуры гуманизма, возобновление
античного философского наследия и значительные достижения в области
естествознания привели к тому, что передовая философия В. перестает играть
роль служанки богословия, в ней развиваются антисхоластические направления
Ранее всего они проявились в этике, в возобновлении этических учений стоицизма
(Петрарка) и эпикуреизма (Л. Валла), направленных против господствующей
христианской морали. Наибольшую роль в философии эпохи В. сыграли натурфилософские
концепции (Николай Кузан-ский, Кардано, Телезио, Парацельс, Бруно, Кампанелла и
др.), свидетельствовавшие о крушении схоластической картины мира и схоластических
методов осмысления природы. Хотя в этих концепциях и отражал-ся переходный
характер эпохи В. (увлечение астрологией, магией, алхимией и др. формами
ненаучного истолкования мира), однако общая линия развития натурфилософии означала
все большее торжество материалистического понимания мира, наиболее типично
выразившееся в философских воззрениях Бруио. Антисхоластическая направленность
передовой философии эпохи В. еще более резко выражена в философских учениях,
непосредственно опиравшихся на достижения нового естествознания (в особенности
на гелиоцентрическую систему Коперника) и менее, чем натурфилософия,
зависевших от античных философских построений. Наиболее важными результатами
естественнонаучного направления философии эпохи В. были: методы экспериментально-математического
исследования природы, философски обобщенные в произведениях Леонардо да Винчи
и в особенности Галилея, детерминистское истолкование действительности,
противоположное телеологическому истолкованию ее схоластами, формулировка подлинно
научных, свободных от элементов антропоморфизма законов природы (Кеплер — в
астрономии, Галилей — в механике). Определяющими чертами философии эпохи В.
были: метафизическое понимание последних элементов природы как абсолютно
бескачественных, неживых, что было противоположно воззрениям некоторых натурфилософов;
отсутствие исторического взгляда на природу и в связи с этим деистическая
непоследовательность, сохраняющая обособленное положение бога в бесконечном
мире (Галилей, отчасти Ф. Бэкон). Огромные социально-экономические изменения,
происшедшие в эпоху В., нашли свое отражение и во многих социологических концепциях.
Для этих концепций было характерно понимание об-ва как суммы изолированных
индивидов, что отражало нарастающий индивидуализм буря;уазии (Макиавелли). В
новых трактовках государственной власти как совершенно независимой от религиозной
санкции и церковного авторитета отражался факт становления и укрепления
национальных государств (Макиавелли, Воден, Моджевский). В эпоху В. появляются
и утопические учения, в к-рых на основе «священного писания» выдвигалось
требование обобществления собственности (Мюнцер); делаются первые попытки
нарисовать картину коммунистического общественного устройства, с необходимостью
носившую тогда утопический характер (Мор и Кампанелла).