Неокантианство
— идеалистическое направление, возникшее во второй половине 19 в. в Германии
под лозунгом «Назад к Канту!» (Либмаи, Лапге). Получило распространение также
во Франции (Ренувье, Ам-лен), Италии (Кантони, Токко) и России (Введенский,
Челпапов, т. наз. «легальный марксизм»). И. воспроизводит и развивает идеалистические
и метафизические моменты философии Канта, игнорируя ее материалистические и
диалектические элементы. «Вещь в себе» или отбрасывается, или истолковывается
субъективно-идеалистически, как «предельное» понятие. Полное выражение Н.
получило в двух нем. школах: марбургской (Коген, На-торп, Кассирер) и
фрейбургской, или баденской (Виндельбанд, Риккерт). Первая особое внимание
уделила идеалистической интерпретации объективных научных понятий и философских
категорий, истолковывая их как логические конструкции. В центре интересов
второй — обоснование противопоставления естественных и общественных наук на
основе кантовского учения о практическом и теоретическом разуме и стремление
доказать невозможность научного познания социальных явлений, якобы доступных
лишь нормативному и телеологическому рассмотрению. Н. было использовано
ревизионизмом в борьбе против марксизма и сделалось чуть ли не официальной
философской догмой оппортунистов из II Интернацпонала (Бернштейн, М. Адлер,
Форлендер). Ленин и Плеханов нанесли сокрушительные удары по неокантианскому
ревизионизму. В настоящее время Н. пользуется влиянием в буржуазной философии в
некоторых течениях аксиологии и в особой ветви кантианства (идущей от Фриза),
пропагандируемой В. Крафтом.