Мур Дигордж
Эдвард (1873— 1958) — англ. философ-идеалист, представитель неореализма.
Критикуя субъективный идеализм, М. противопоставил ему тезис: «Ощущение
включает созиапие и объект, независимый от сознания». Статус объекта, по М.,
неясен; его можно рассматривать и как физический объект и как «чувственное
данное», и лишь здравый смысл заставляет нас признать объективность внешнего
мира. Согласно такой филосо,-фии «здравого смысла», во вселенной существуют
материальные объекты и акты сознания, связанные лишь с некоторыми из материальных
тел. Вместе с тем «здравый смысл» не исключает возможности того, что мир по
своей природе духо-веп, что существует божественный разум, акты этого разума и
загробная жизпь. М. разработал метод логического анализа. Его теория анализа
оказала влияние па неопозитивизм («лингвистический анализ» Дж. Райла, А.
УисдсДа и др.). Этика М. основана на привиании добра и зла неопределимыми
понятиями. Этические положения раскрывают эмоции говорящего, возбуждают эмоции
слушателя или в скрытом виде выражают повеления. Отсюда две линии в совр.
позитивистской этике: «эмотивизм» и этика как «анализ этических высказываний».
Осн. соч.: «В защиту здравого смысла» (1925), «Ответ моим критикам» (1942).