Натуралистическая
социология — направление совр. буржуазной социологии. Сторонники Н. с. абсолютизируют
отдельные черты человека как биологического существа и утверждают, что
развитие человеческого об-ва определяется законами биологии. К числу
натуралистических теорий относятся социал-дарвинизм, мальтузианство,
некоторые др. буржуазные теории народонаселения, приписывающие ему решающую
роль в развитии об-ва, а также биологическая разновидность расизма (в отличие
от психорасизма), абсолютизирующая расовые признаки и считающая борьбу рас
осн. фактором общественного развития.
Натурфилософия
(лат. natura — природа) —философия природы, особенностью к-рой является преимущественно
умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Границы
между естествознанием и Н., как и место самой Н. в системе др. философских
дисциплин, менялись в истории философии. В древности Н. фактически сливалась
с естествознанием и в древнегреч. философии обычно именовалась физикой. Древн.
Н. свойственно стихийно- и наивно-диалектическое истолкование природы как
связного и живого целого, идея тождества микрокосмо- ii са
(человека) и макрокосмоса Р (природы) (Гилозоизм). Органическую часть Н.
составляла также космология и космогония. Элементы Н. присущи даже
средневековой схоластике, они состояли гл. обр. в приспособлении к
геоцентрической картине мира некоторых принципов аристотелевской Н. и
космологии. В эпоху Возрождения Н. получает большое распространение. В борьбе
против схоластической картины природы Н. этой эпохи (в основном сохранившая
понятия и принципы античной Н., но опиравшаяся на более высокий уровень
естественнонаучных знаний) развила ряд глубоких материалистических и
диалектических идей, напр. идею бесконечности природы и бесчисленности составляющих
ее миров (Бруно) и идею совпадения противоположностей в бесконечно большом и
бесконечно малом (Николай Кузанский, Бруно). В 17 в., хотя ряд отраслей
естествознания, и прежде всего математика и механика, выделяются из Н., последняя
все же мыслится в тесном единстве с ними. Не случайно гл. труд Ньютона,
формулирующий принципы механики и астрономии, наз. «Математические начала натуральной
философии». В 18 в. в философии фр. и европейского Просвещения и материализма
Н. выдвигает идею энциклопедической связи всех наук, расширившихся и углубившихся
по сравнению с предшествующим столетием. В конце 18 — начале 19 в. большую
роль сыграла Н. Шеллинга, к-рая, хотя и на идеалистической основе,
сформулировала идею единства сил природы, обобщила ряд важных
естественнонаучных открытий той эпохи. Один из последователей Шеллинга, Окен,
высказал идею развития органического мира.
Характеризуя
Н., Энгельс писал, что она «...заменяла неизвестные еще ей действительные связи
явлений идеальными, фантастическими связями и замещала недостающие факты вымыслами,
пополняя действительные пробелы лишь в воображении. При этом ею были высказаны
многие гениальные мысли и предугаданы многие позднейшие открытия, но не мало
также было наговорено и вздора. Иначе тогда и быть не могло. Теперь же, когда
нам достаточно взглянуть на результаты изучения природы диалектически, то есть
с точки зрения нх собственной связи, чтобы составить удовлетворительную для
нашего времени «систему природы», и когда сознание диалектического характера
этой связи проникает даи;е в метафизически вышколенные головы естествоиспытателей
вопреки их воле, — теперь натурфилософии пришел конец. Всякая попытка
воскресить ее не только была бы излишней, а была бы шагом назад» (т. 21, с.
304—305). В дальнейшем (конец 19 — начало 20 в.) такой шаг назад был сделан
Оствальдом, Авенариусом, Липпсом, Дришем и некоторыми др.
философамП-пдеалпстами, пытавшимися преодолеть с помощью II. кризис новейшего
естествознания.