Комбинаторная
логика — одно из направлений в математической логике, занимающееся анализом понятий,
к-рые в рамках классической математической логики принимаются без дальнейшего
изучения. К их числу принадлежат понятия переменной, функции, правила подстановки
и т. п. В классической математической логике пользуются правилами двух родов.
Первые формулируются просто и используются без всяких ограничений. Таково,
напр., правило modus
ponens. Оно формулируется так: если выведены предложения
«Если А, то В» yl«A»»,
то выводится предложение «В». Это правило'
доступно для одноактного автоматического выполнения. Др. (напр., правило
подстановки) формулируются очень сложно и предполагают ряд ограничений и
оговорок (без них они не могут использоваться чисто формально). Одной из задач
К. л. является создание таких формальных систем, где не будет встречаться
правил, подобных правилу подстановки. Начало К. л. было положено трудами
советского математика М. И. Шейнфинкеля (осн. результаты были опубликованы в
1924). Независимо от него А. Чёрч построил исчисление ламбда-конвер-сии, тесно
связанное с К. л. Важные результаты получены также американским логиком X.
Керри. Проблемы К. л. разрабатываются Б. Россе-ром, В. Креигом, Р. Фейсом и
др.
Коменский
Ян Амос (1592— 1670) — чешский педагог-гумапист и философ, противник
схоластической системы обучения, руководитель одной из групп «Моравских
братьев», секты, сложившейся в ходе антифеодального движения и национальной
борьбы против нем. феодалов и католической церкви. В вопросах религии он
протестант, приближавшийся к пантеизму. В его сенсуалистической теории
познания и в дидактике имеются значительные материалистические тенденции. Познание,
по К., активный процесс, тесно связанпый с разумным обучением. Все люди,
утверждал он, способны к познанию и образованию; простой народ должен получить
доступ к знаниям. Впервые в истории педагогики К. построил систему дидактики
как особую науку. Его дидактические . принципы (наглядность, постепенность,
подражание, упражнение) требовали осмысленного познания законов природы и
рационально построенного закрепления знаний. Передовые взгляды К. оказали
большое влияние на последующее развитие педагогики. Его гл. произв.: «Открытая
дверь к языкам» (1631), «Великая дидактика»