Аналогия бытия (analogia еп-tis)— центральное методологическое понятие в католической философии
(Неотомизм, Схоластика, Томизм, Фома Аквинский). А. б. означает, что всякое
сущее (материальный предмет или явление, идея) сходно с др. сущим и
одновременно отлично от него. По этому принципу католическая философия возводит
иерархическую лестницу бытия. Поскольку
первичным, определяющим в А. б. считается сходство, единство, постольку
причиной, первоисточником качественного многообразия бытия, согласно схоластической
метафизике (Фома Аквинский, из совр. схоластов — Э. Пшевара и др.), может быть
только внеш-пяя, сворхприродная сила, бог, в к-ром совпадают все различия. Т.
обр., в понятии А. б. абсолютизируются тождество, сходство предметов и
явлений, а их качественные различия сводятся к количественным. Это понятие
было введено в средневековой схоластике. Нынешние схоласты объявляют А. б.
антиподом диалектического единства противоположностей (Единства и борьбы
противоположностей закон).
Анархизм
(греч. — безначалие, безвластие) — мелкобуржуазное общественно-политическое
течение, враждебно относящееся ко всякой власти, в т. ч. к диктатуре пролетариата,
противопоставляющее интересы мелкой частной собственности и мелкое
крестьянское хозяйство прогрессу об-ва, основанному на крупном производстве.
Философской основой А. является индивидуализм, субъективизм, волюнтаризм. Возникновение
А. связано с именами Шмидта (Штирнера), Прудона, Бакунина, утопические теории
к-рых были подвергнуты критике в трудах Маркса и Энгельса. А. в 19 в. был
распространен во Франции, Италии и Испании. А. не идет дальше общих фраз
против эксплуатации, ему недостает понимания причин эксплуатации, понимания
классовой борьбы как творческой силы осуществления социализма. Анархистскоо
отрицание политической борьбы объективно служит подчинению рабочего класса
буржуазной политике. Наиболее существенным в борьбе против А. является вопрос
об отношении революции к государству и вопрос о государстве вообще. Анархисты
требуют немедленного уничтожения государства, не признают возможности
использования буржуазного государства для подготовки пролетариата к революции.
После 1917 А. в России превратился в онтрреволюционное
течение. В на-тоящее время А. пользуется извест-ым влиянием в Испании, Италии и
атинской Америке.