Кьеркегор
Серен (1813—55) — датский философ-мистик, предшественник совр.
экзистенциализма. Свои произв. издавал на богатое отцовское наследство. Осн.
работы: «Или —Или» (1843), «Понятие страха» (1844), «Смертельная болезнь»
(1849). Первая посвящена «музыкально-эротическим» проблемам, две др. —
вопросам «первородного греха» и описанию видов отчаяния и сомнения. К.
критиковал философию Гегеля с позиций крайнего субъективизма. Истина, по К.,
всегда субъективна. В этике К. защищал индивидуализм и нравственный релятивизм,
пропагандируя уныние, страх и ненависть к народным массам. Из трех типов
человеческого «существования» (эстетического, этического, религиозного) высшим
считал религиозный. К. ввел понятие существования (экзистенции), выражающегося
в «синтезе конечного и бесконечного, временного и вечного». В последние годы
жизни критиковал официальную церковь за «недостаточную пабожность». Антигуманистические
взгляды К. ныне воскрешаются идеологами империализма.
Кювье Жорж
(1769—1832) — фр. естествоиспытатель, член Парижской академии наук. К. внес
большой вклад в развитие сравнительной анатомии и палеонтологии. .Придерживался
метафизических взглядов на явления живой природы; его «теория катастроф»
исключала идею эволюции органического мира (Ламарк, Жоффруа Сент Илер). По
словам Энгельса, «теория Кювье о претерпеваемых землей революциях была революционна
на словах и реакционна на деле. На место одного акта божественного творения
она ставила целый ряд повторных актов творения и делала из чуда существенный
рычаг природы».
16
Философская словарь