Лилберн
Джон (1614—57) — идеолог и руководитель мелкобуржуазного демократического
крыла в англ. революции середины 17 в. (движение левеллеров, т. о.
уравнителей), памфлетист и трибун. Сын мелкопоместного дворянина. Боролся за
доведение буржуазной революции до ее полного завершения в политической и
социальной областях. Вместе со своими соратниками Уолвп-ном, Овертоном п др.
был решительным сторонником буржуазпо-демократических преобразований, впервые
сформулировал основы буржуазно-радикальной политической доктрины и стремился
осуществить ее революционным путем. Отстаивал идеи народного суверенитета (на
основе теории естественного права), всеобщего избирательного права и
референдума, республиканской формы правления, разделения законодательной,
исполнительной и судебной властей и т. п., а такяш полной собственности
крестьян на землю.
Лингвистическая
философия (известна также под названием «логического анализа», «лингвистического
апализа», «философии обыденного языка») — одно из направлений аналитической
философии. Распространена гл. обр. в Англии (Дж. Райл, Дж. Остин, Дж. Уисдом и
др.). В США взгляды, близкие к Л. ф., разделяют М. Блэк, П. Мал-кольм и др.
Идейными источниками этого течения были «философия здравого смысла» Мура и
взгляды позднего Витгенштейна. Как и др. школы неопозитивизма, Л. ф. отрицает
мировоззренческий характер философии и считает традиционные философские
проблемы псевдопроблемами, возникающими в силу непонимания действительной
природы языка из-за дезориентирующего влияния языка на мышление. Философия
же должна прояснять то
трудности,
к-рые возникают из-за неправильного употребления слов и предложений. Как
подчеркивают представители кембриджской группы Л. ф., философия
призвана выполнять «терапевтическую»
функцию, излечивать недуги нашего языка. В своем стремлении
«преодолеть метафизику» сторонники Л. ф. не только отбрасывают
«онтологиче^-скую
метафизику» традиционной
философии, но и, отвергая возможность вообще к.-л. целостной философской
концепции, отрицают также и гносеологическую
«метафизику» логического позитивизма с его принципом «непосредственно данного», верифицируемости п др. Но именно
отказ от мировоззренческого характера философии отличает Л. ф. как крайпюю и
наиболее реакционную форму позитивизма. Считая анализ языка единственной целью
философского исследования, сторонники Л. ф., особенно представители ее оксфордской
группы, в отличие от логических позитивистов делают объектом своего внимания пе искусственные языки-модели, а
разговорный естественный язык. При этом они исходят из верного положения о
том, что нельзя исчерпывающе выразить
богатство естественных
разговорных языков в схемах какого-то «идеального языка». Однако, отказываясь
от анализа всей гносеологической проблематики
(отношение языка и мышления, связь языка с процессами познавательной
деятельности по формированию мысленных образов, генезис языковых форм и пр.),
в контексте к-рой только и могут быть успешно изучены явления языка, Л. ф.
обрекает исследование на поверхностное описание различных видов употребления
выражений в языке, закрывает дорогу к
разработке подлинного объяснения
сущности языка и приходит в конечном счете к конвен-ционалистской его
трактовке. Язык для нее — средство конструирования, а не отображения мира, он
превращается в нечто мистическое, в некоторую
самодовлеющую силу. Справедливая
критика попыток всеохватывающей реконструкции языка в схеме «идеального
языка» сопровождается в Л. ф. также отказом от исследования языка вообще на
основе к.-л. целостной теоретической платформы. Таким образом, уход от решения
коренных философских вопросов приводит Л. ф. к краху и в той области, к к-рой
она неправомерно сводит философское исследование.