Киренаики —
сторонники древнегреч. философской школы (Сев. Африка, 5 в. до н. э.),
основанной Аристиппом из Кирены. К. — выразители идеологии рабовладельческой
аристократии.
Китайская
философия имеет длительную историческую традицию. Истоки ее возникновения
восходят к началу 1-го тысячелетия до н. э. Уже в 8—5 вв. до н. э. имело широкое
распространение учение о пяти «стихиях», или первоэлементах, природы.
Древнекит. мыслители учили, что связи пяти «первооснов»: воды, огня, металла,
дерева и земли — создают все многообразие явлений и вещей. Существовала и др.
система выделения «первооспов» реального мира. В «Книге перемен» («Ицзин»)
названы уже восемь таких «первооснов», взаимодействие к-рых образует
различные ситуации действительности. Однако в своей основе «Книга перемен»
остается гадательным текстом. Он лишь несколько позднее получил философскую
интерпретацию. Образы и символика «Книги перемен» оказали исключительное
влияние на последующее развитие К. ф. Одновременно происходило становление гл.
принципов учения о противоположных и взаимосвязанных силах ян и инь, действие
к-рых рассматривалось как причина движения и изменчивости в природе. Они
являлись символами света и тьмы, положительного и отрицательного, мужского и
женского начал в природе. В период 5—3 вв. до н. э. происходит дальнейшее развитие
древнекит. философии. Именно в эти века зарождаются гл. философские школы.
Глубокий интерес к философским проблемам проявляли сторонники даосизма, прежде
всего Лао-цзы и Чжуан-цзы, разработкой гносеологии преимущественно занимались
Мо Ди (Мо-цзы) и его последователи. Многие древнекит. мыслители интересовались
решением логической проблемы о соотношении понятия («имени») и реальности. Мо
Ди, Сюнь-цзы и др. считали, что понятия являются отражением объективных
явлений и вещей. Идеалистическое объяснение проблемы дано у Гунсунь Луна, к-рый
получил известность своими высказываниями, напоминающими апории Зенона, а также
крайней абсолютизацией и отрывом понятия от действительности. В его учении об
«именах» много общего с учением об «идеях» у Платона. Представления о силах инь
ж ян и пяти «стихиях» природы в указанный период разрабатывал Цзоу Янь.
Широкий отклик имели этико-политическпе построения Конфуция и Мэн-цзы, высказывания
Хань Фэй-цзы и др. представителей школы «законников» (фац-зя) о государстве и
праве. Это был «золотой век» древнекит. философии. В вопросах натурфилософии
осн. борьба развернулась вокруг представлений о «тянь» — «небо», крое у одних
мыслителей определяется как природа (Сюнь-цзы), а для др. оно являлось
обозначением высшей, целенаправляющей силы (Конфуций, Мэн-цзы); о «дао» —
«Путь» (естественная закономерность и абсолют), «дэ» — проявления,
качества, ци — первоматерия, «стихиях» природы и т. д. В области этики и морали
осн. внимание уделялось учению о сущности человека. Взгляды Конфуция привели
к концепциям Мэн-цзы о врожденной доброте человеческой природы и Сюнь-цзы о
врожденном зле природы человека. Большой известностью пользовались теории
индивидуализма Ян Чжу и альтруизма Мо-цзы. Древнекит. натурфилософские концепции
отличаются недостатком эмпирического материала. В 3 в. до н. э. — 3 в. н. э.
основой многочисленных натурфилософских и космологических построений остается
учение о пяти «стихиях», или первоэлементах, и полярных силах инь и ян.
Представления о ци получили материалистическую интерпретацию в глубоко
аргументированной системе Ван Чуна. Одновременно развиваются различные
мистические учения, происходит оформление религиозных направлений в даосизме
и конфуцианстве. В первых веках н. э. центральным вопросом борьбы материализма
и идеализма становится проблема соотношения «бытия» и «небытия». В этот период
в результате взаимовлияния и синтеза дао-ских и конфуцианских концепций
получают развитие представления об «изначальном» (юань), первома-терии (ци),
«дао» и др. первоосновах бытия. С 1 в. в Китай начинает проникать и
распространяться буддизм, к-рый вместе с конфуцианством и даосизмом становится
ведущим течением кит. мысли. 5—6 вв. проходят под знаком господства буддийской
мистики. В этот период развернулась борьба вокруг буддийского учения о
нереальности мира. Многие мыслители проявляли глубокий интерес к проблемам
соотношения сущности и явления, бытия и небытия, тела и души. Веру в бессмертие
души подвергли уничтожающей критике материалисты Хэ Чэнь-тянь и Фань Чжэнь.
Буддизм остается наиболее распространенным учением и в 7—10 вв. Выступления
против буддийского идеализма в основном шли с позиций конфуцианства и даосизма.
В результате глубоких социально-экономических сдвигов в период 10—13 вв.
происходит расцвет философской мысли Китая. Реакцией на буддизм и даосизм
явилось дальнейшее развитие конфуцианского учения, названного
неоконфуцианством. Оно ун;о не ограничивалось разработкой этико-политических
представлений. Значительно шире и богаче в нем представлены вопросы онтологии,
натурфилософии и космогонии. Центральной проблемой являлось соотношение
идеального начала ли (закон, принцип) и материального начала ци
(первоматерия). Ранние представители неокопфуцпапства подходили к некоторым
вопросам с позиций материализма (Чжоу Дунь-и, Чжан Цзай). В развитии и
обобщении неоконфуцианских построений видное место принадлежит Чжу Си. Отвечая
на вопрос о взаимосвязи ли и ци, Чжу Си в конечном счете признавал ли
первичным началом, а ци — вторичным. Субъективный идеализм в неоконфуцианстве
развивали Лу Цзю-юань (Лу Сян-шань) и, особенно, Ван Шоу-жэпь (Ван Ян-мин).
Первому пз них принадлежит высказывание: «Мир есть мой разум (сердце), а мой разум
есть мир». Неоконфуцианскому идеализму были противопоставлены
материалистические учения Чэн Ля-на, Е Ши, Ло Цинь-шуня, Ван Тин-сяна. Большую
роль в борьбе с ортодоксальной школой неоконфуцианства сыграло учение прогрессивного
мыслителя Ли Чжи. В 17— 18 вв. - получает свое дальнейшее развитие проблема
соотношения ли и ци, она находит материалистическое решение у Ван Фу-чжи (Ван
Чуань-шаня) и Дай Чжэня. Опиумная война 1840 явилась началом иностранного
проникновения в Китай. На гнет феодалов и иностранную агрессию кит. народ
ответил мощным крестьянским восстанием— тайнинским движением, в ходе к-рого
определенную роль сыграли утопические идеи социального переустройства об-ва. В
дальнейшем, когда Китай превратился в полуколониальную страну, лучшие
традиции и материалистические пдеи кит. философии восприняли и продолжили
прогрессивные мыслители (Тань Сы-тун, Сун Ят-сен и др.). С начала движения 4
мая 1919 под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции
начинается новый этап в развитии общественно-политической и философской мысли
Китая. Ведущим идейным оружием в борьбе за национальную независимость и
революционные преобразования страны становится марксизм-ленинизм, а ведущей
общественной силой — рабочий класс во главе с Компартией Китая.