Антиномия
(греч. — противоречие в законе) — появление в ходе рассуждения двух
противоречащих, но одинаково обоснованных суждений. Понятие «А.» возникло в античности
(Платон, Аристотель); в древнегреч. философии в смысле А. чаще употреблялся
термин «апория» (напр., у Зенона из Элей апории выражают противоречивость
суждений о движении и множественности); тогда же сформулированы некоторые А.,
относимые ныне к семантическим («Лжец»). Много внимания формулировке и
анализу А. уделяли схоластические логики. Кант использовал понятие «А.» в
попытках оправдания осн. тезиса своей философии, согласно к-рому разум не
может выйти за пределы чувственного опыта и познать «вещи в себе»: По учению
Канта, такого рода попытки приводят разум к противоречиям, т. к. делают
возможным обоснование как утверждения (тезиса), так и отрицания (антитезиса)
каждой из следующих «антиномий чистого разума»: 1. Мир конечен — мир
бесконечен. 2. Канэдая сложная субстанция состоит из простых частей — не
существует ничего простого. 3. В мире существует свобода — в мире не существует
свободы, но господствует только причинность. 4. Существует первопричина мира
(бог) — пе существует первопричины мира. А. Канта не яв-» ляются А. в смысле
совр. формальной логики, т. к. обоснование и тезиса и антитезиса в них не поддается
представлению в форме логически правильных рассуждений. С конца 19 в. в связи
с исследованиями по логивеским основаниям математики был открыт ряд подлинных
А. (в т. ч. и таких, к-рые были известны ранее). В настоящее время А. обычно
подразделяются на А. логики и теории множеств и А. семантические
(Семантические антиномии, Парадоксы (логики и теории множеств)). Появление А.
не есть результат субъективной ошибки человека; оно связано с диалектическим
характером процесса познания, в частности с противоречием ' между формой и
содержанием. Любая А. возникает всегда в рамках некоторой (быть может, явно не
фиксируемой, но всегда фактически предполагаемой) формализации процесса
рассуждения; она свидетельствует об ограниченности этой формализации и
выдвигает задачу ее перестройки. Разрешение А. означает введение новой, более
полной формализации, лучше соответствующей отображаемому содержанию. Из
познания невозможно раз и навсегда исключить А.; вместе с тем для каждой А.
возможно ее псключепие посредством соответствующего изменения того способа формализации,
в рамках к-рого она появилась. Разработанные в настоящее время различные
способы исключения А. позволяют глубже характеризовать диалектику познания и
роль в нем логической формализации.