Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Метод (греч. — буквально «путь к ч.-л.») —в самом общем значении способ достижения цели, определен­ным образом упорядоченная дея­тельность. М. в специально фило­софском значении, как средство по­знания, есть способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета. Сознательное применение научно обоснованных М. является суще­ственнейшим условием успешного развития   познания.   М.   Является объективным и верным, если оп со­ответствует изучаемому объекту. В основе всех М. познания лежат объективные законы действительно­сти. Поэтому М. неразрывно связан с теорией. Существуют специальные М. конкретных наук, поскольку последние изучают свои специфиче­ские предметы. Философия, в отли­чие от конкретных наук, вырабаты­вает всеобщий М. познания — мате­риалистическую диалектику. Объек­тивную основу диалектического М. составляют наиболее общие законы развития материального мира. Этот М. не подменяет М. др. наук, а яв­ляется их общей философской ос-повой и выступает в качестве ору­дия познания во всех областях. Диалектика одновременно есть и М. преобразования мира. Диалектиче­ский М. противоположен идеалисти­ческой  диалектике  и  метафизике.

Методология. 1. Совокупность приемов исследования, применяе­мых в к.-л. науке. 2. Учение о мето­дах научного познания и преобра­зования мира. Теоретическое обосно­вание методов научного познания вызвано потребностями развиваю­щейся науки и получило наиболь­шее развитие в новой философии начиная с Ф. Бэкона и Декарта. Ма­териалистическая философия до Маркса обосповывала методы позна­ния законами объективного мира. Идеалистические системы пытались объяснить их законами духа, идеи или рассматривали как совокуп­ность правил, произвольно создавае­мых человеческим умом. При этом передко общий метод познания свя­зывался с законами одной из кон­кретных областей знания (механи­кой, математикой, биологией и т. д.), сводился к методу одной к.-л. науки. Существенный вклад в М. внес Ге­гель. Он впервые подчеркнул специ­фический характер философского метода, его отличие от методов кон­кретных наук и несводимость к ним. Он подчеркивал, что метод есть дви­жение самого содержания и поэто­му не может рассматриваться вне содержания. Однако идеализм геге­левской философии привел к абсо­