Ломоносов
Михаил Васильевич (1711—65) — рус. ученый-эпцикло-педист, основоположник
материалистической философии в России. Сын крестьянина. Поступив в
Славяно-греко-латинскую академию в Москве (1731), был (как лучший ученик)
направлен в Академию наук в Петербурге (1736), а потом за границу, в
Марбургский ун-т. В 1741 Л. вернулся в Россию. Творчество Л. исключительно
разносторонне, особенно велики его заслуги в развитии физики и химии. Он внес
также вклад в рус. филологию, историю и поэзию. От Ломоносова идет материалистическая
традиция рус. философии. Будучи материалистом, Л. боролся со спекулятивными
воззрениями, господствовавшими в науке того времени. Идеалистическим теориям
он противопоставлял идею естественного происхождения тел природы. В работе «О
слоях земных» (1763) он выдвинул догадку об эволюции растительного и животного
мира, указывая на необходимость
изучения
причин изменепия природы. «Оным умникам и легко быть философами, — пишет он, —
выучась наизусть три слова: «Бог так сотворил» — и сие дая в ответ вместо всех
причин». Положив в основу объяснения явлений природы изменение материи,
состоящей из мельчайших частиц — «элементов» (атомов), объединенных в «корпускулы»
(молекулы), Л. не мыслил материю в отрыве от движения. Эта идея вырая!ена им в
закопе сохранения вещества и движения, к-рый он сформулировал в письме к Эйлеру
от 5 июля 1748 (Сохранения энергии закон). Л. решительно выступал против
антинаучных взглядов, господствовавших в естествознании 18 в. В работе
«Размышления о причине теплоты и холода» (1749) он отвергает понятие
теплорода как особого вида теплотворной материи и показывает, что причину
тепловых процессов следует искать в движении частиц материи. Это приводит Л. к
догадке о том, что разнообразие явлений природы обусловлено разными формами
движения материи. Осн. свойствами материи, по Л., являются: протяженность,
сила инерции, форма, непроницаемость и механическое движение. Л. считал
«первотолчок» одной из причин развития природы, следуя и здесь трактовке
механистического материализма. В гносеологии Л. стоял на материалистических
позициях.
Считая
источником познания воздействие впешнего мира па органы чувств, оп выступал
против теории «врожденных идей» и учеппя о «вторичных качествах». Отводя в
познании большое место опыту, Л. в то же время полагал, что лишь соединение
эмпирических методов с теоретическими обобщениями может привести к истине. Л.
был основоположником новой для своего времени науки — физической химии; он
первый установил, что планета Венера окружена атмосферой, ввел в химию способ
количественного анализа в качестве систематического приема исследования и т.
д. Велики заслуги Л. в развитии геологического и географического изучения
Рос-сип, в постановке горпометаллур-гического и фарфорового дела. Являясь
основателем Московского ун-та (1755), Л. подготовил плеяду рус. ученых,
способствовавших развитию естествознапия и материалистической философии в
России. В понимании общественных явлений Л. занимал просветительскую т. зр.,
считая, что улучшить жизнь об-ва можно лишь посредством просвещения и
совершенствования нравов. Одной из причин темноты народных масс Л. считал
невежество попов. В борьбе с духовенством он стоял на рационалистических
позициях, склоняясь к деизму. Поэтические и исторические работы Л. пронизаны
патриотизмом. В работе «Древняя Российская история» (изд. 1766) он опровергал
фальсификацию иностранными историками самобытного характера рус. народа.