Писарев
Дмитрий Иванович (1840—68) — рус. мыслитель-материалист, критик,
революционный публицист. Род. в семье помещика. Литературную
деятельность начал в 1859. Окончил Петербургский ун-т (1861). Сотрудник и
фактический руководитель журнала «Русское слово» (с 1861). В 1862—67 —в заключении
в Петропавловской крепости за выступление в защиту Герцена от нападок
царского агента Фпркса (Шедо-Ферроти). В 1867—68 сотрудничал в журналах «Дело»,
«Отечественные записки». Утонул во время купания. Сформировавшиеся к концу 1861
революционные и социалистические взгляды П. («Схоластика XIX века», 1861;
прокламация против Шедо-Ферроти, 1862) переживают впоследствии значительную
трансформацию: быстрое угасание поднявшейся в 1859—61 революционно-освободительной
волны все сильнее убеждает П. в отсутствии в России условий, необходимых для
совершения революции, в неспособности крестьянства освободить себя и построить
свободное об-во. Гл. цель своей деятельности П. полагал в разрешении «вопроса о
голодных и раздетых людях», защищал социалистический идеал (правда, ни одно из
существовавших социалистических учений не удовлетворяло П.). Не отказываясь в
принципе от применения революционного насилия против эксплуататоров
(«Исторические идеи О. Конта», 1865; «Мыслящий пролетариат», 1865;
«Популяризаторы отрицательных доктрин», 1866; «Генрих Гейне», 1867 и др?>,
П. выдвинул идею «химического» пути революции — постепенных социальных
изменений, сводящихся к просвещению народа, увеличению (благодаря
распространению знаний) производительности труда и улучшению условий жизни
масс как осн. предпосылок коренной «перестройки общественных учреждений».
Задачу просвещения народа П. возлагал на «мыслящих реалистов» — передовую
интеллигенцию. Произведения последних лет жизни («Французский крестьянин в
1789 году», 1869 и др.) свидетельствуют о нарастании радикальной тенденции в
мировоззрении П. Социально-политическая концепция обусловила не только значительный
акцент П. на общественных функциях науки, но и понимание прогресса научных
знаний как основы исторического развития. Это определило резкую борьбу П.
против религии и разного рода проявлений «узколобого мистицизма» в науке,
отвлекающих человечество с пути разумного прогресса и полностью игнорирующих
«самые элементарные свидетельства опыта» («Идеализм Платона», 1861 и др.),
обусловило отрицательное отношение П. к «умозрительной философии» Гегеля.
Определенный противовес идеализму П. усматривал в теориях «вульгарных
материалистов» Молешотта, Фогта, к-рым он давал положительную оценку
(«Физиологические эскизы Молешотта», 1861; «Процесс жизни», 1861;
«Физиологические картины», 1862). Одним из первых в России П. развернул
активную пропаганду дарвинизма («Прогресс в мире животных и растений»). Склоняясь
при рассмотрении гносеологических проблем к сенсуализму, П., однако,
отрицательно относился к эмпиризму («Промахи незрелой мысли», 1864) и указывал
на созидательную роль творческой мечты. Этот призыв П. к творческой мечте
высоко ценил Ленин. Убежденный сторонник реализма, П. остро полемизировал с
представителями «чистого искусства», доходя в этой полемике иногда до
провозглашения «строжайшей утилитарности» искусства и рассмотрения его как
одного из тормозов научного прогресса («Разрушение эстетики», 1865; «Пушкин и
Белинский», 1865).