Отчуждение
— понятие, характеризующее как процесс, так и результаты превращения в определенных
исторических условиях продуктов деятельности человека и об-ва (продукты труда,
деньги, общественные отношения и т. д.), а также свойств и способностей человека
в нечто независимое от них и господствующее над ними; а та1«ке превращение
к.-л. явлений и отношений в нечто иное, чем они являются сами по себе,
искажение и извращение в сознании людей их реальных жизненных отношений. Истоки
идеи О. можно найти у представителей фр. (Руссо) и нем. (Гёте, Шиллер) Просвещения.
Объективно эта идея выражала протест против антигуманистического характера
частнособственнических отношений. Эта сторона проблемы получила отражение в
нем. классической философии, хотя упор здесь делался на др. аспекты. Уже у Фихте
О. субъекта есть творение мира абстрактным «Я». Идеалистическую интерпретацию
О. наиболее полно развил Гегель, у к-рого весь объективный мир выступает как
«отчужденный дух». Задача развития, по Гегелю, состоит в том, чтобы снять в
процессе познания это О. Вместе с тем в понимании О. у Гегеля содержатся
рациональные догадки о некоторых особенностях труда в условиях
антагонистического об-ва. Фейербах рассматривал религию как О. человеческой
сущности, а идеализм —как О. разума. Однако, сводя О. только к явлениям созна-пия,
он пе нашел реальных путей его ликвидации, т. к. видел их лишь в теоретической критике.
Маркс, к рый уделил анализу О.
большое внимание в ранних произв., особенно в «Экономическо-философских
рукописях» (1844), исходит из того, что
О. характеризует
противоречия определенной ступени развития об-ва. Возникновение О. он
связывает с наличием частной собственности и антагонистическим разделением
труда. При таком понимании О. охватывает всю человеческую деятельность, т. к.
каждый ее вид превращается в монополию изолированной группы людей,
деятельность к-рой чужда всем остальным членам об-ва. В центре внимания Маркса
О. труда, при помощи к-рого он пе только
характеризует систему капиталистических отношений и положение пролетариата (отношение рабочего к нерабочему и их отношение
к труду и его продуктам, вещный характер общественных отношений, господство в об-ве «нечеловеческих
сил», моральная и физическая деградация рабочего и т. д.), но и
вскрывает реальные пути устранения
О. (ликвидация капиталистической
собственности). Признание О. труда в качестве основы всех др., в т. ч.
и идеологических, форм О. давало возможность понять искаженное, ложное
сознание, как результат
противоречий реальной общественной
жизни. Т. обр., устанавливалась зависимость теории от практики и на этой
основе перестраивалась философия. В классических произведениях 1850—60-х Маркс заменяет категорию О. своих
ранних работ целой системой понятий, в числе к-рых О. также выступает как
конкретная характеристика
производственных отношений
капитализма (Товарный фетишизм).