Ибн-Сина
Абу-Али (лат. транскрипция — Авиценна; 980—1037) — средневековый таджикский
философ, врач и энциклопедический ученый. Жил в Бухаре и Иране. Сохраняя
приверженность исламу, И.-С. тем не менее сыграл большую роль в распространении
среди арабов, а через них и в европейских странах философского и научного
наследия античного мира, и прежде всего учения Аристотеля. И.-С. много сделал
для утверждения рационального мышления и пропаганды естественнонаучных и
математических знаний. В своем философском учении он сохраняет и
материалистическую и идеалистическую тенденции Аристотеля, в некоторых
вопросах отступая от аристотелизма в сторону неоплатонизма. И.-С.
самостоятельно развивал логику, физику и метафизику Аристотеля. Он признавал
вечность материи, рассматривая ее как причину многообразия единичных вещей, и
выступал против астрологических и иных суеверий. Осн. соч. — «Даниш-намэ»
(«Кпига знания»)— содержит сжатое изложение логических и физических взглядов
И.-С.
Идеал. 1.
Общественный — соответствующее экономическим и политическим интересам к.-л.
социальной группы представление о наиболее совершенном общественном строе,
к-рый является конечной целью ее стремлений и деятельности. И. о. осуществим
только в том случае, если он отражает объективные тенденции развития об-ва.
Таков И. о. пролетариата — установление коммунизма, высокоорганизованного
об-ва свободных и сознательных тружеников, где будет господствовать принцип
«От каждого — по способностям, каждому — по потребностям». Несбыточной
утопией является И. о. буржуазии, стремящейся к примирению классов, устранению
анархии производства при сохранении частной собственности, социального неравенства
и эксплуатации.
2.
Нравственный — черты характера, нравственные качества и соответствующее им
поведение, к-рые представляются как образец нравственного совершенства. н.
отражает социально-экономическое положение класса и соответствует его критерию
нравственности и идеалу общественному. Индивидуализм, эгоизм, холодный расчет,
стремление к достижению своих корыстных целей любыми средствами, невзирая ни
на что,—таково содержание И. н. буржуазии. Прямой его противоположностью
является И. н. пролета