Историческое
и логическое — философские категории, характеризующие важные особенности
процесса развития, а также соотношение между логическим развитием мысли и
историей предмета, историей самого процесса. И. выражает реальный процесс
возникновения и формирования данного объекта, Л. — то соотношение, законы
связи и взаимодействия его сторон, к-рое существует в развитом состоянии. И.
относится к Л. как процесс развития к его результату, в к-ром последовательно
складывающиеся в ходе реальной истории связи достигли «полной зрелости и
классической формы» (Энгельс). И. и л. находятся в диалектическом единстве,
включающем в себя момент противоречия. Их единство выражается, во-первых, в том,
что И. содержит в себе Л. в той мере, в какой всякий процесс развития заключает
в себе свою объективную направленность, свою необходимость, приводящую к
определенному результату. Хотя в начале процесса Л., как выражение развитой
структуры объекта, еще отсутствует, последовательность проходимых процессом
фаз в общем и целом совпадает с тем отношением (логической связью), в к-ром
находятся компоненты развившейся системы, и процесс завершается становлением
определенного специфического объекта. Во-вторых, единство И. и л. выражается в
том, что соотношение и взаимозависимость сторон развитого целого воспроизводит
историю возникновения этого целого, историю формирования его специфической
структуры. Результат содержит в себе в «снятом» виде процесс своего
становления: Л. заключает в себе И. Но хотя единство И. и л. имеет решающее
значение для понимания соотношения между историей объекта и ее
результатом,они совпадают лишь в общем и целом, т. к. в объекте, достигшем
«полной зрелости и классической формы», отпадает и утрачивается все случайное,
преходящее, все те зигзаги развития, к-рые неизбежны для исторического
процесса. Л. есть «исправленное» И., но это «исправление» осуществляется
«соответственно законам, которые дает сам действительный исторический
процесс» (Энгельс). Отсюда вытекает различие в логическом и историческом
способах отображения действительности в мышлении. Различие этих способов
исследования — это не просто и не только различие субъективных целей
исследования: оно имеет свою объективную основу. Именно потому, что в самой
действительности процесс и результат развития не совпадают, хотя и находятся в
единстве, неизбежно различие по ссь держанию исторического и логического
способов исследования. Задачей исторического исследования является раскрытие
конкретных условий и предпосылок развития тех или иных явлений, их
исторической последовательности и переходов от одних исторически необходимых
стадий к др. Задачей логического исследования является раскрытие той роли,
к-рую отдельные элементы системы играют в составе развитого целого. Но так как
развитое целое сохраняет лишь те условия и моменты своего развития, к-рые выражают
его специфический характер, то тем самым логическое воспроизведение развитого
целого оказывается ключом к раскрытию его действительной истории. «Анатомия
человека — ключ к анатомии обезьяны» (Маркс). Вместе с тем грани, отличающие
эти два способа исследования, условны, подвижны, ибо Л. в конечном счете — это
то же И., только освобожденное от его конкретной формы, представленное в
обобщенном, теоретическом виде, и, наоборот, И. — это то же Л., только
облеченное в плоть и кровь конкретного исторического развития. Диалектика И. и
л. имеет большое значение для диалектической логики, раскрывающей общие законы
познания, логику движения мысли в процессе познания действительности.