Интуиция
(лат. intueri — пристально смотреть) — способность непосредственного постижения
истины без предварительного логического рассуждения. В домарксистской
философии И. рассматривалась как особая форма познавательной деятельности.
Декарт, напр., считал, что дедуктивная форма доказательства покоится на
аксиомах, последние же постигаются чисто интуитивно, без всякого
доказательства. И., по Декарту, в соединении с дедуктивным методом служит
всеобщим критерием полной достоверности. Большое место занимает И. в
философии Спинозы, к-рый считал ее «третьим родом» познания, наиболее
достоверным и важным познанием, схватывающим сущность вещей. В совр.
буржуазной философии и психологии И. рассматривается как мистическая
способность познания, несовместимая с логикой и жизненной практикой (Интуитивизм,
Интуитивизм в этике, Интуиционизм). С т. зр. многих представителей совр.
буржуазной этики, И. дает возможность без связи с логическим мышлением, «по
наитию» оценивать поступки людей. Диалектический материализм не считает
И. особой
ступенью познания и отвергает всякие попытки толковать И. как сверхразумную,
мистическую познавательную способность. Вместе с тем И. играет вспомогательную
роль в процессе научного познания и эстетического освоения действительности.
И. нельзя считать каким-то принципиальным отклонением от обычных путей постижения
истины, она является закономерной формой их проявления, основанной на
логическом мышлении и практике. За способностью как бы «внезапно» угадывать
истину на самом деле стоят накопленный опыт, приобретенные ранее знания.
Результаты интуитивного познания не нуждаются в каком-то особом критерии
истинности («самоочевидность» и т. д.), но также логически доказываются и
проверяются практикой.