Кавелип
Константин Дмитриевич (1818—85)—рус. философ-идеалист, историк и политический
деятель. Адъюнкт Московского (1844— 48) и проф. Петербургского (1857— 61)
ун-тов. В молодости западник, поклонник Белинского и Герцена. В 50-х гг. стал
либералом, что привело к разрыву с ним «Современника» и Герцена. К философии
обращается в 60-х гг. для обоснования политических и этических взглядов. В
работах «Задача психологии» (1872) и «Задачи этики» (1885) сделал попытку
приспособить психологию для оправдания христианской этики. Философия, по его
мнению, должна стать наукой об индивидуальной человеческой душе, психологией,
к-рая объясняет нравственный, духовный мир безотносительно к его материальному
субстрату. «Абстрактности» материализма и идеализма, исследующим общее, К.
противополагает «конкретное» знание индивидуальной души. На этой основе якобы
снимается односторонность и ограниченность философских систем (включая
позитивизм). К. — сторонник свободы воли. Несостоятельность теории К. показана
Сеченовым в его замечаниях на книгу К. «Задача психологии».
Кальвин Жан
(1509—64) — один из деятелей Реформации. Родился во Франции. С 1536 поселился в
Женеве, где стал фактическим диктатором города (1541), добился подчинения светской власти церкви.
Основанная
К. система протестантизма — кальвинизм — выражала требования «самой смелой
части тогдашней буржуазии» (Энгельс). Основа кальвинизма — учение о божественном
нредопределении одних людей к «спасению» и др. — к «осуждению». Но это
предопределение но исключало активной деятельности, поскольку, согласно К.,
верующий, хотя и не знает своей судьбы, своими успехами в личной жизни может
доказать, что он «божий избранник». Кальвинизм оправдывал буржуазное
предпринимательство эпохи первоначального накопления. Это нашло свое выражение
в том, что наилучшими добродетелями объявлялись умеренность и бережливость,
проповедовался режим мирского аскетизма. Для К. была характерна религиозная
нетерпимость к инакомыслящим. По его приказу сожгли ученого Сервета (1553).
Осн. произв. К. — «Наставление в христианской вере» (1536).