понятие
оказалось весьма эффективным для логического обоснования математических
рассуждений. Однако логики, рассматривающие проблему И. как проблему
формализации логического следования, усмотрели в нем ряд свойств (напр.,
«истинное высказывание следует из любого высказывания», «из любых двух
высказываний одно имплицирует другое»), звучащих парадоксально, если к И.
предъявлять требование выражать свойства логического следования но смыслу, т.
е. какую-то содержательную связь между антецедентом и консеквентом, как
условие истинности И. В связи с этим Лыоис, используя понятия модальной логики,
дает определение строгой И. (обозначаемой: р-$в): невозможно, чтобы р было
истинным, a q — ложным (р необходимо имплицирует q). Но и в
системе Льюиса возникают свои «парадоксы», аналогичные случаю с материальной
И. Имеются и др. способы устранения этих «парадоксов» (напр., понятие сильной
И. у Ак-кермана).
Импрессионизм
(фр. impression — впечатление) — художественный метод конца 19 — начала 20 в.,
получивший свое название от картины Клода Монэ «Impression» (1872).
Проявив себя в изобразительном искусстве (Сислей, Ппссар-ро, Ренуар, Дега,
Родэн, Либерман, К. Коровин и др.), И. распространился на музыку (К. Дебюсси,
М. Равель), литературу (братья Гонкуры, Малларме, Верлен, Гауптман, Рильке,
Шницлер, Оскар Уайльд, Кнут Гамсун и др.), театр. В борьбе с официальным
искусством фр. импрессионисты выдвинули требование правдивой передачи живописной
видимости мира, непосредственной связи с натурой. В своих лучших работах они в
известной степени добились решения поставленных ими задач: раздвинуть границы
изображаемого, в частности завоевать для живописи воздушно-световую среду
(пленер). Однако политическая и эстетическая ограниченность мировоззрения
приводит их к субъективизму в творчестве. Воспроизведение изменчивых эффектов
воздуха и света, погоня за фиксацией непрерывно меняющихся впечатлений,
превратившись в самоцель, лишает И. возможности проникать в существенные
стороны жизни, отражать типические процессы и конфликты эпохи. Не случайно у
фр. импрессионистов — современников Парижской коммуны почти нет картин,
насыщенных глубоким социальным содержанием, и их излюбленным жанром является
пейзаж. Лучшие произв. И., воспевающие красоту мира, сохраняют свое
художественное значение и в наше время.