Каринский
Михаил Иванович (1840—1917) — рус. логик и философ. В 1869—94 преподавал
философию в Петербургской духовной академии и др. учебных заведениях. В соч.
«Критический обзор последнего периода германской философии» (1873) выступил
нротив нем. идеализма. В своих взглядах склонялся к материализму («Явление и
действительность», 1878; «Разногласие в школе нового эмпиризма по вопросу об
истинах самоочевидных», 1914; «Логика», литографированное изд., Спб., 1884—85,
и др.). В докторской диссертации «Классификация выводов» (1880) К. разобрал
силлогистические и индуктивное направления в логике и дал свои оригинальные
взгляды по этому вопросу. В соч. «Об истинах самоочевидных» (1893) критикует
догматизм и априоризм кантовской философии в вопросах теории познания. К.
неоднократно выступал против неокантианцев (в т. ч. против А. И. Введенского),
а также против субъективного идеализма берклианского толка. К. — автор
оригинальных работ по истории античной философии («Темное свидетельство Ипполита
о философе Анаксимене», 1881; «Лекции по истории древней философии», 1885;
«Лекции по истории новой философии», 1884, и др.).
Карлейль
Томас (1795—1881) — англ. буржуазный философ и историк. Мировоззрение К. —
пантеизм. Агностик. Пропагандировал нем. идеалистическую философшо и реакционный
романтизм. Учение Фихте об активной деятельности субъекта как творческом начало
мира К. применил к об-ву, создав «культ героев». История об-ва, по К.,— это
биография великих людей. К. — сторонник теории исторического круговорота. Его
критика капитализма близка к «феодальному социализму». После поражения революций
1848 в Европе и чартистского движения в Англии К. окончательно перешел в
лагерь крупной буржуазии, поддерживал ее диктатуру, оправдывал репрессии по отношению
к рабочему классу, колониальную политику Англии. Совр буржуазные философы и
социологи используют наследие К. для борьбы с
марксизмом ленинизмом. Оси.
работы:
«Сартор Резартус» (1834), «Герои, почитание героев и героическое в истории»
(1840), «Прошлое и настоящее» (1843), «История французской революции» (3 тома,
1837), «Современные памфлеты» (1850).