Полный И.
может быть лишь между двумя абстрактными объектами, напр. между геометрической
фигурой и ее аналитическим выражением в виде математической формулы. Понятие
«И.» широко применяется в математике, а также в математической логике,
теоретической физике, кибернетике и др. областях знания. Понятие «И.» связано с
такими понятиями, как «модель» (Моделирование), «сигнал» и «образ»
(Отражение, Идеальное).
Иллюзии
(лат. illusio — обман, ваблуждеппе) — искаженные восприятия действительности. Различают
два типа И. Одни вызываются необычными внешними условиями, при к-рых
воспринимаются объекты; при этом физиологические механизмы функционируют
нормально. Др. обусловлены патологическим функционированием физиологических
механизмов, участвующих в процессе восприятия. Представители идеалистической
философии нередко используют И. в качестве аргумента для доказательства неадекватности
паших восприятий объективному миру. Но уже тот факт, что мы можем выделить И.
в качестве особого класса явлений и противопоставить их адекватным восприятиям,
говорит о ложности агностических «выводов». От И. следует отличать
галлюципации, к-рые в отличие от И. возникают при отсутствии внешних объектов.
Имманентная
школа в философии (лат. immanens — присущий, свойственный) — одно из субъективно-идеалистических
направлений в философии конца 19 в. Наиболее известными его представителями
были Шуппе, Шуберт-Зольдерн, Ромке, Леклер. Свое родство с этим направлением
признавали Мах, Авенариус. Опо имело сторонников в России (Лосский и др.).
Иммапенты выступали с критикой учения Канта о «вещи в себе» (т. наз. критика
Канта справа), с требованием вернуться от кантианства к Беркли и Юму. Осн.
тезисы этой философии: «существует только то, что мыслится», бытие
имманентно сознанию, объект
неразрывно связан с субъектом. Чтобы избежать солипсизма, имманенты (за
исключением Шуберта-Зольдерна, открыто заявлявшего, что он стоит на позициях
«теоретико-познавательного солипсизма») ввели понятие «сознания вообще», или
«родового сознания», существующего якобы независимо от человеческого мозга.
Глубокая критика имманентной философии, ее прямой связи с религией была дана В.
И. Лениным в книге «Материализм и эмпириокритицизм» (т. 14, с. 199). Отрицание
им-манентами теории отражения, характеристика познания как «вхождения вещей в
сознание» была позднее воспринята философами неореализма. К началу 20 в.
имманентная школа в философии выродилась во множество мелких течений.