Буддизм— одна из мировых религий,
проповедующая избавление от страданий путем отказа от лсела-ний и достшкение
«высшего просветления» — нирваны. Зародился в Индии в 6 в. до н. э. В
настоящее время распространен в Японии, Китае, Непале, Бирме и в других
странах. Буддийскую религию исповедуют около 500 млп. человек. Основатель Б.
Сиддхартха, прозванный Буддой (просветленным), в период ломки первобытнообщинных
отношений и образования классовых государств выразил протест народных масс
против брахманской религии, освященных ею кастовых различий, сложных обрядов
поклонения богам и жертвоприношений. Он искал освобождение от страданий не в социальных
преобразованиях и не в борьбе с силами природы, а в нравственном
усовершенствовании, к-рое достигалось путем ухода от жизни, погружением в
нирвану. Будда отверг существование бога-творца, отрицал религию вед, но он
принял их учение о круге рождепий (сансаре) и о воздаянии (карме). Он только
указывал, что будущие рождения зависят не от кастовой принадлежности и пе от
жертвоприношений, а от хороших и дурных поступков человека. Вначале (3—1 вв.
до н. э.) идея Будды о спасении философски обосновывалась в учении о мире и
человеческой личности как потоке сменяющих друг друга элемептов материи и
сознания — дхарм. Путь спасения, по этому учению, заключается в подавлении
«беспокойства» дхарм. В первых вв. н. э. буддийская религия принимает
совершенно иной характер. Место простого почитания памяти учителя занимает
культ обожествленного Будды. Спасение человека ставится в зависимость от
милости божества, к-рую
мол;ио снискать повторением священных сутр. Новая религия получила название
махаяны, в отличие от традиционного, идущего от Будды направления — хинаяны.
Меняется и философское содержание Б. В противоположность хинаянистскпм
философам, к-рые считали материальные и психические дхармы реальными,
махаянистские философы доказывают нереальность дхарм, нереальность всего
мира. Учение о нереальности дхарм, пли о Шупьяте (пустоте), было логически
обосновано Нагарджуной (2 в.). От всех махаянистских сутр трактаты На-гарджуны
отличались логической доказательностью н последовательностью. Рационализм
Нагарджуны стал исходным пунктом развития буддийской логики, представителями
к-рой были Дигнага и Дхарма-кирти (5—7 вв.). Учение Нагарджуны о нереальности
понятийного мышления и об абсолютном интуитивном знании стало основой
позднейших идеалистических школ (мадхьямика, виджнянавада), тантрического Б. и
даже дзэн-буддизма. В настоящее время сторонники Б. подчеркивают его
«рационалистический», «атеистический» характер. В сущности же эти новые
эпитеты имеют своей целью пропаганду модернизированной буддийской религии.
Буддисты но главе со Всемирным братством буддистов выступают за разоружение и
мирное сосуществование.