Базис и
надстройка — учение, раскрывающее
связь экономических
общественных отношений и всех др. отношений данного об-ва. Б.
называется совокупность производственных отношений, составляющих экономическую структуру об-ва. Понятия «Б.» и
«производственные отношения» равнозначны, но не тождественны. Понятио
«производственные отношения» соотносится с понятием «производительные силы». Понятие же «Б.»
соотносится с понятием «II.». В Н. входят: идеи, организации и учреждения. К надстроечным
идеям относятся политические, правовые, нравственные, эстетические,
религиозные, философские
воззрения, иначе наз. формами общественного сознания. Все формы общественного сознания
так или иначе отражают экономические
отношения, экономическую
структуру об-ва: одни — непосредственно, как, напр.,
политическая и правовая формы сознания; др. — опосредствованно, как,
напр., искусства, философия. Последние связаны с экономическим Б. через такие
звенья, как политика и др. Надстроечные отношения включают в себя идеологические отношения (Идеология).
В отличие от производственных отношений, к-рые складываются независимо от
сознания людей, идеологические отношения, прежде чем им сложиться, нроходят
через сознание. Будучи определены Б., надстроечные явления имеют относительную
самостоятельность в своем развитии. С каждой формой общественного сознания
связаны и определенные организации и учреждения: с политическими идеями
связаны политические партии, с политическими и правовыми идеями—государственные
учреждения, с религиозными идеями —
церковь и церковные организации и т. п. Каждая общественно-экономическая
формация имеет определенный Б. и соответствующую ему Н. Исторически
различаются Б. и н. рабовладельческого,
феодального, . капиталистического, коммунистического об-в. Изменения Б.
и п. происходят в результате смены одпой общественно-экономической формации др. Н. проходит известную эволюцию
и внутри данной формации. Напр., при переходе к империализму изменение Н. характеризуется усилением
реакции. В условиях социализма политическая
Н. развивает все
более демократические формы
своей организации. Примером может
служить превращение в период развернутого строительства коммунизма государства
диктатуры пролетариата в общенародное государство. Н., будучи порождением экономического В. и его отражением, не есть нечто пассивное,
бездеятельное. Она играет активную
роль в историческом процессе, влияя на все его стороны, в т. ч.
и па породившую ее
экономику. В об-ве, основанном на частной собственности, Б. и п. имеют
антагонистическую структуру. В капиталистическом об-ве, напр., ведется ожесточенная пдеологическая борьба между буржуазией и пролетариатом —
между политическими, моральными, философскими и т. д. взглядами
этих враждебных друг другу классов.
Антагонистическая природа Н. в об-ве, расколотом на классы,
обусловливает и противоположную роль идеологий разных
классов в
их отношении к экономическому Б. Если в капиталистическом об-ве буржуазпая
политическая Н. с буржуазными идеями свободы, равенства и т. п. направлена на
активное слуя£ение экономическому Б. капитализма, то пролетарская
идеология и пролетарские организации направлены на революционное низвержение
капитализма и ликвидацию его экономических основ. Только в социалистическом
об-ве, где производственные отношения свободны от антагонизмов, Н. становится
все более однородной в социальном отношении и служит общей цели:
последовательному совершенствованию и развитию экономического Б. социализма.