Абстракное и конкретное. (лат. abstractio — отвлечение) — сторона, часть целого, одностороннее, неразвитое;
К. (лат. concrescere —
срастаться) — составное, сложное,
многостороннее. В истории философии до Гегеля К. понималось гл. обр. как
чувственно данное многообразие единичных вещей и явлений, А. — как характеристика
исключительно продуктов мышления (Абстракция). Гегель первый ввел в философию
категории А. и к. в том специфическом смысле, к-рый получил свое дальнейшее
развитие в марксистской философии: К. — синоним диалектической взаимосвязи,
расчлененной целостности; А. — не противопоставление К., а этап
движения самого К.,
нераскрывшееся,
неразвернуг,-шееся, неразвившееся К. (отношение А. и к. Гегель
сравнивает, напр., с отношением почки и плода, желудя и дуба). Однако К., по
Гегелю, есть характеристика лишь «духа», мышления, «абсолютной идеи». Природа
же и общественные отношения людей выступали
неистинным «инобытием»,
абстрактным обнаружением
отдельных сторон, моментов жизни всеобщего
духа. С т. вр.
марксистской философии носителем, субъектом К. является материальная
действительность, мир чувственно данных, конечных вещей и явлений.
К. предмета есть объективная взаимосвязь его сторон, определяемая лежащим в ее основе
существенным, закономерным отношением; К. же познания есть отражение этой реальной
взаимосвязи в системе понятий,
структурно и генетически воспроизводящих объективное
содержание предмета. А. в самой действительности есть выражение неполноты,
неразвернутости, неразвитости, ограниченности любого ее фрагмента, поскольку он
берется сам по себе, в отрыве от опосредующих его связей или своей последующей
истории. А. знание, соответственно, противостоит К. знанию, как одностороннее, фиксирующее
ту или иную сторону предмета вне связи с др. сторонами, вне ее обусловленности
специфическим характером целого. Т. обр., если целью теоретического знания не
может и не должно быть лишь воспроизведение чувственного многообразия, то в не
меньшей мере такой целью не может служить вычленение неких «абсолютных» логических
связей. Ибо, как только такие связи изолируются, они теряют свою конкретность
и истинность. Действительно научное теоретическое познание состоит в таком
движении мысли, к-рое отправляется от чувственного многообразия К. и
достигает воспроизведения объекта во всей его существенности и сложности.
Способом теоретического воспроизведения в сознании целостного объекта является
восхождение от А. к К., к-рое есть всеобщая форма развертывания научного
знания, систематического отображения объекта в понятиях. Являясь способом
связывания понятий в целостную систему, отражающую объективную расчлененность
исследуемого объекта и единство всех его сторон, восхождение от А. к К.
предполагает первоначальное движение от К. (данного в созерцании) к А. На этом
последнем пути образуются понятия, отражающие отдельные стороны и свойства
объекта, к-рые сами могут быть поняты, лишь поскольку они рассматриваются как
моменты целого, определяемые его специфическим содержанием. Поэтому необходимо
различать К. как изучаемый предмет, как исходный пункт исследования
(чувственное К.) и К. как завершение, итог исследования, как научное понятие
об объекте (мысленное К.).