Вентам
Иеремия (1748—1832) — англ. моралист и правовед. В своей этической теории Б.
сводил мотивы поведения к удовольствию и страданию, а моральность — к полезности
поступка (Утилитаризм). Моральность, по Б., может быть математически
исчислена как баланс удовольствий и страданий, полученных в результате к.-л.
поступков. Метафизичность и механицизм в понимании нравственности («мораль-пая
арифметика») дополнялся у Б. прямой апологией капиталистического об-ва,
поскольку он объявлял удовлетворение частного интереса («принцип эгоизма»)
средством обеспечения «наибольшего счастья для наибольшего числа людей» («принцип
альтруизма»). Критиковал теорию естественного права. Отрицая «естественную
религию», конструирующую понятие бога по аналогии с земными властителями,
защищал «религию откровения». В теории по-внания — номиналист. На основе его
рукописей Буль сформулировал теорию квантификации предиката. Осн. работа —
«Деонтология, или наука о морали» (1834).
Бергсон
Анри (1859—1941)—фр. философ-идеалист, представитель интуитивизма. С 1900—проф.
Коллеж де Франс, с 1914 — член Фр. академии. Центральное понятие идеализма Б.
— «чистая», т. е. нематериальная, «длительность» — первооснова всего сущего.
Материя, время, движение — различные формы проявления «длительности» в нашем
представлении. Познание длительности доступно лишь интуиции, по-
нимаемой
как непонятийное, мистическое «узрение», «постижение», где «акт познанпя
совпадает с актом, порождающим действительность». Диалектике Б.
противопоставляет свое учение о «творческой эволюции», основанное на
универсализации попятпй, заимствованных из биологического идеализма (витализм).
Во взглядах на об-во оправдывал классовое господство и подчинение, считая его
«естественным» состоянием, а войну — неизбежным «законом природы». Философия
Б.— яркое выражение иррационализма, характерного для буржуазной идеологии
эпохи империализма. Соч.: «Непосредственные данные сознания» (1889), «Материя
и память» (1896), «Творческая эволюция» (1907), «Мысль и движущееся» (1934) и
др.