Доказательства
бытия бога — выдвинутые идеалистической философией логические доказательства
гл. догмата религии — веры в существование бога. Известны 3 осн. Д. б. б.
Космологическое (встречается уже у Платона и Аристотеля; в новое время его
отстаивали Лейбниц и Вольф): бог существует как первопричина всех вещей и
явлений. Это доказательство основано на антинаучном допущении конечности мира
во времени и существования его нематериальной причины. Телеологическое
доказательство (было выдвинуто Сократом и Платоном, затем развивалось стоиками):
в природе все устроено настолько целесообразно, что это можно объяснить, лишь
допустив существование сверхъестественного разумного существа, упорядочивающего
все явления. Этот аргумент был опровергнут эволюционной теорией Дарвина,
доказавшей естественные причины целесообразности. Онтологическое
доказательство было выдвинуто Августином Блаженным, к-рый утверждал, будто у
всех людей имеется понятие о боге как о совершенном существе. Но понятие не
может возникнуть, если нет совершенного существа в действительности.
Следовательно, бог существует. В средние века это доказательство отстаивал
Анселъм Кентерберий-ский. Несостоятельность онтологического доказательства,
отождествляющего мысленное с объективно-реальным, была настолько очевидна, что
против него выступали не только философы-материалисты, по и многие теологи;
его, напр., отклонял Фома Аквинский. В различных идеалистических учениях
приняты и др. Д. б. б. — гносеологическое, психологическое, нравственное. Опровержение
Д. б. б. в рамках идеализма принадлежит Канту, к-рый утверждал, что бог
является сверхопытным, умопостигаемым существом и поэтому его существование
недоказуемо. Анализ Д. б. б. показывает, что все они содернмт логическую ошибку
(круг в доказательстве) и в конечном счете основываются на слепой вере.